ЧТО НАМ СТОИТ ХРАМ ДОСТРОИТЬ?

С этим вопросом мы обратились к Сергею Ивановичу Журавлеву, руководителю строительства.
– Сергей Иванович, строительство Успенского собора близится, судя по его внешнему виду, к завершению?
– Строительные работы близятся к концу. А до конца строительства еще ого-го как далеко…
– То есть?
– Строительство стен действительно завершено – осталось только центральный «барабан» под главный купол закончить. Но стены – это в храме далеко не все. Надо будет еще отделочные работы провести, коммуникации подвести, крышу покрыть, ну и так далее…


– Кстати, о крыше и куполах. Из чего их будут делать?
– Собственно крыша будет из меди, а купола – из нитрита титана. Современный материал, для него сусальное золото не требуется. Но это уж дело специалистов, а вот крышу крыть будем сами. Но… это дело тоже не такое простое, медь – материал специфический, с ним работать можно, только когда достаточно тепло станет.
– Росписи еще, опять же…
– Нет, до росписей еще далеко. До того, как начнутся работы по росписи храма, должно пройти еще лет пять после его открытия и освящения. Просто потому, что здание должно еще просохнуть. Да и вообще росписи это уже не дело строителей.
– А отопление уже подведено?
– В том-то и дело, что пока нет. Хотя городские власти нам обещали помочь в подводе коммуникаций. Думаем, что обещание свое они сдержат.
– Какой все-таки высоты будет храм?
– 52 метра, если считать от земли до вершины центрального купола. Но к этому надо еще добавить 8 метров в глубь земли...
– ???
– Ну да, это называется «цокольный этаж». Это как в храме Христа Спасителя – будут зал собраний, трапезная, кухня, комнаты отдыха, подсобные помещения…
– Комнаты отдыха?
– Ну да. А как же иначе? Это же будет главный собор в городе, службы будут идти при большом стечении народа (храм рассчитан на 1500 человек), состав клира и хора будет меняться… В общем, такие помещения тоже нужны.
– Тогда о технологии… Строительство храма чем-то отличается от обычного дома по технологии?
– Да нет, все в принципе то же самое. Хотя квалификация от строителей требуется, конечно, выше, чем обычно, – ведь в стенах храма должны быть и рельефная кладка, и арки, которые сейчас при обычном строительстве редко встретишь.
– Приходилось на строительстве слышать, как шел спор из-за кирпичей...
– А, это да, есть такое дело. На строительстве используется кирпич с двух предприятий – нашего Нор­ского завода и еще из Тулы.
– Почему так?
– У них поверхности несколько разные. Надо, чтобы внешние стены были гладкими – а у нашего, норского, кирпича все поверхности слегка волнистые. Поэтому порой возникают споры, кому какой материал подавать.
– И часто такие споры бывают?
– Нет, не очень. Недостатка в стройматериалах у нас нет. Да и кладки осталось уже не так много, и на строительстве работают всего около 50 человек.
– А сколько было рабочих «по масимуму»?
– Около 100 человек. Но это дело сезонное – весной, когда начнем отделочные работы, рабочих будет больше.
– Ну и последний вопрос: в намеченные сроки уложитесь?
– Безусловно. К 1000-летию Ярославля собор будет готов как с внешней стороны, так и изнутри – будут уже и алтарь, и иконостас готовы. Иконы для него уже сейчас пишут в фирме «Ковчег».
Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать