2 октября в Ярославле отметят день памяти святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, ярославских

2 октября – память святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских.
В Феодоровском соборе Ярославля готовятся к дню памяти святых благоверных князей Феодора , Давида и Константина, ярославских. Святая семья более пяти веков является небесной покровительницей Ярославля и всего края.  Последние десятилетия  святые мощи благоверных князей пребывают в Феодоровском соборе. Впоследствии они будут перенесены в Успенский кафедральный собор. Но пока 2 октября, память благоверных князей Ярославских, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершит в Феодоровском соборе Божественную литургию. Издавна ярославцы прибегали к небесному заступничеству святых благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина, ярославских, испрашивая у них предстательства в семейных неурядицах, в устранении  всякой нужды, о даровании мудрости и терпения.
Каждый из веков нашей истории имеет свой особенный, неповторимый облик, смотрит на нас из прошлого глазами своих святых, не похожих на подвижников других веков. Из судьбоносного для Руси, кровавого, страшного и тем не менее благодатного XIII века смотрят на нас синие глаза двух прекрасных златокудрых рыцарей — благоверных князей Александра Невского и Феодора Смоленского


2 октября 711 лет преставления блгв. кн. Феодора Смоленского и Ярославского
Восхищаясь гениальной прозорливостью святого благоверного  Александра Невского, нельзя, однако, считать, будто он один спас Русь от монгольского ига. Длительный процесс её спасения и возрождения был подхвачен другими умными князьями. И первым из них надо назвать св. Феодора, младшего сына Смоленского князя Ростислава. Он родился в 1238 году, как раз тогда, когда русские потерпели сокрушительное поражение на Сити и началось татаро-монгольское иго. Св. Феодор был младше своего сродника св. Александра на 18 лет и принадлежал уже к следующему поколению, которое и приняло от него «эстафету перевоспитания» ордынцев. И сама судьба князя Феодора промыслительно сложилась так, что он стал достойным преемником св. Александра Невского в этом необходимом для Руси деле. После смерти отца старшие братья выделили ему во владение Можайск Позже, в 1260 году, Феодор женился на Марии, дочери Ярославского князя Василия, у них родился сын Михаил, но вскоре князь овдовел, и заботу о воспитании мальчика взяла на себя тёща, княгиня Ксения.
В 1277 году Орда начала покорение Осетии. Поскольку ханы считали русских своими подданными, они привлекали их дружины к участию в своих военных действиях. Так было и на этот раз, и князю Феодору со своим отрядом пришлось влиться в войско хана Мену-Темира. Он так отличился в Осетинской кампании, что хан полюбил его всей душою и по её окончании в течение трёх лет не хотел отпускать из Орды, а затем проводил его, как сообщает летопись, «с великой честью». Находясь в Орде, русский князь не скрывал своей Православной веры, так что его пребывание там имело и миссионерский аспект. Видя, что такой умный и образованный человек исповедует христианскую религию, ордынцы начинали проникаться к ней уважением.
Вернувшись в Ярославль, князь Феодор обнаружил, что он здесь уже не ко двору. Ярославцы «не прияша его во град, но рекоша ему: сей град княгини Ксении, и есть у нас князь Михаил».
Св. князю Феодору пришлось возвратиться в Орду. Хан принял его с радостью, а его юная дочь без ума влюбилась в русского красавца-витязя. Мену-Темир предложил вдовствующему Феодору взять её в жёны. Она тоже понравилась князю, но непременным условием женитьбы он поставил принятие невестой христианства. И вторая супруга Феодора нареклась в святом крещении Анной. Заметьте: не князь перешёл в язычество, чтобы брак был законным, а ханская дочь приняла Православие. Этим подчёркивалось его духовное преимущество над язычеством. Таким образом, Анна стала первой представительницей царского рода Золотой Орды, обратившейся в христианство. Это, конечно, имело огромное психологическое значение: просвещение народа особенно действенно, когда оно начинается сверху.
Ещё интереснее и значительнее другой факт. Феодор и Анна родили двух сыновей — Давида и Константина. О них мы имеем мало сведений, но главное всё же знаем: на Ярославщине, куда они вернулись с отцом в 1290 году после смерти первого сына Феодора, Михаила, и где Феодор стал княжить, их издревле почитают как святых. От их мощей, обретенных в 1463 году и покоящихся в Спасо-Преоб-раженском монастыре Ярославля, совершилось немало чудес и исцелений. Свв. князья Давид и Константин как бы подготовили вхождение в этот сонм этнических тюрок, так же, как преподобный Пафнутий Боровский. Скончался св. благоверный князь Феодор Смоленский в 1299 году. С его смертью кончился великий, решающий для Руси XIII век.
Тойнби писал, что чем труднее вызов, стоящий перед сильной нацией, тем более энергичным и творческим бывает её ответ. Вызов, поставленный перед Русью монгольским нашествием, был настолько труден, что, казалось, сил для ответа не хватит. Хватило, и мы можем этим гордиться. А также преклоняться перед двумя главными авторами этого творческого ответа — святыми князьями Александром Невским и Феодором Смоленским, которые воспитали святых сыновей: первый — св. блгв. князя Даниила Московского, второй — свв. князей Давида и Константина.
Поделиться
Комментировать