Ярославль XI века

«Родной город» начинает серию материалов, посвященную 1000-летию Ярославля. До юбилея осталось 10 номеров газеты, и в них мы расскажем о том, как жил наш город на протяжении 10 веков. Чем занимались ярославцы, с кем воевали, что переживали наши далекие предки.




По преданию, именно на этом месте князь Ярослав заложил наш город.
Сейчас это любимое место прогулок всех ярославцев.
Доярославская эпоха
О древнейшей истории края исследователи знают немного. Небольшой уникальный материал дали археологические раскопки и фрагментарные письменные источники.
Заселение Ярославского края произошло около 15 – 20 тысяч лет тому назад, когда вслед за отступающим ледником на север двинулся и человек. Стоянка древнего человека около Углича пока единственный известный на территории Ярославской области памятник той давней поры.
Также стоянка эпохи неолита (около 6 – 7 тысячелетий до н. э.) была обнаружена экспедицией Ярославского государственного университета в Заволжском районе Ярославля, напротив Стрелки.
В 1873 году у села Фатьяново (в 25 километрах от Ярославля по Даниловской дороге) были обнаружены захоронения, оставленные неизвестными до того племенами. Эти племена пришли сюда из Среднего Поднепровья и жили на территории края примерно четыре-три с половиной тысячи лет тому назад. «Фатьяновцы» были скотоводами, а возможно, и земледельцами. Они уже знали металл: в могильниках находят топоры и различные украшения из бронзы. Находки последних дают основание предполагать, что в это время люди селились и на территории Ярославля. На смену «бронзе» в I тысячелетии до нашей эры приходит ранний железный век. Эта эпоха оставила безусловное свидетельство заселения территории будущего города.
А вот что говорят письменные источники. Так, в «Повести временных лет» говорится: «…на Белеозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же…». Принято считать, что на месте современного Ярославля существовал мерянский поселок Медвежий угол. Однако спор о том, где находился Медвежий угол, ведется до сих пор. Кроме того, исследования показали, что на месте современного центра города существовало несколько поселений (славянских, мерянских и, возможно, со смешанным населением), каждое из которых вполне заслуженно могло являться Медвежьим углом. Однако труднее всего с археологическим слоем конца X – начала XI веков. Если очень коротко – он пока не найден. То есть документальных подтверждений точности года основания Ярославля нет. Таким образом, сам факт основания нашего города окружен множеством легенд и преданий, которые кропотливо собирали и берегли ярославские краеведы минувших времен.
Ярославль был заложен князем Ярославом Мудрым в период его ростовского княжения (988–1010) на мысе над Стрелкой на месте или около языческого поселения Медвежий угол.На естественно защищенном с трех сторон участке (крутыми высокими берегами Волги и Которосли и Медведицким оврагом, по которому протекал ручей) построили Ярославский кремль.
Две легенды основания
Самая знаменитая из них, конечно же, про князя Ростовского Ярослава и медведицу. Ее фабула известна всем горожанам. «Ярослав, будучи князем Ростовским, охотился в устье Которосли и там встретился с превеликой медведицей, с которой вступя в бой, убил ее сам один. Место ему понравилось, и вскоре он снова прибыл сюда с мастерами … заложил город рубленою стеною, назвав в свое имя Ярославль».

Одно из самых знаменитых изображений Ярослава Мудрого.
Считается, что «Сказание о построении града Ярославля…» опубликовал священник Лебедев в 1877 году в издании «Храмы Власьевского прихода г. Ярославля». Однако текст использовался и ранее, например, Леонидом Трефолевым. Он был обнаружен в выписках из рукописи Самуила Миславского.
По второму преданию, на месте будущих церквей Власьевского прихода была логовина, нарицаемая Волосовой. Здесь жили язычники, пасшие скот. Рядом находилось святилище Велеса (в сказании кереметь), в котором приносились жертвы скотьему богу. Однажды в крае случилась великая засуха. Язычники безуспешно просили дождь у Велеса. Проходящий мимо священник Ильинской церкви (Ильинско-Тихоновской) предложил язычникам просить дождь у Господа. Язычники согласились «испытать веру» и пришли во град. Священник приказал ударить в било и вынести из храма все иконы. После молебна начался сильный дождь. Язычники, узрев чудо, крестились и разрушили капище Велеса. Но злой дух керемети продолжал пугать людей и вредить скоту. Тогда по повелению князя на месте керемети была построена деревянная церковь в честь Святого Власия. Далее «некий отшельник жил некогда у впадения Которосли в Волгу. Он узнал о бедствии местных жителей. «Лютый зверь ежедневно губит не только животных, на пажитях пасомых, но близ самых жилищ терзает людей», по преданию, то языческий бог Велес, мстя местным жителям за принятие ими христианства, «послал им в казнь медведя страшного». Этот медведь был убит князем Ярославом, специально прибывшим из Ростова для борьбы со зверем.
Крепость или город?
Однако отойдем от легенд и попробуем выяснить официальные версии. Их очень много. Исследователи предполагают, что не последнее место в этом списке занимает стратегическое положение новой крепости. «Град Ярославов» располагался на колонизируемой территории, где власть Киева была очень слаба. Поэтому необходимо было уничтожить господство местных племенных вождей и поддерживающих их служителей старых языческих культов. Это гарантировало не только выплату дани, но и колонизацию региона славянскими переселенцами. Кроме того, новая крепость позволяла контролировать район реки Которосли (в Древней Руси функцию дорог выполняли реки) и, контролируя ее устье, создавала прочный барьер на пути волжских болгар, неоднократно совершавших походы на древнюю столицу края – Ростов. Здесь возникает еще один вопрос: если Ярославль XI века – крепость, то можно ли называть его городом? Дело в том, что в так называемых «младших» городах Ростово-Суздальской земли почти не было городского населения. Фактически, это были крепости с маленьким гарнизоном, часть которого после достижения определенного возраста или по немощи решала поселиться недалеко от места прежней службы. Это и были первые горожане. Существовала ли подобная проблема в Ярославле или город стал сразу же быстро развиваться, исследователи не знают. Однако в любом случае рассказ о первых десятилетиях нового города следует начинать с создания кремля.
О том, как родился Ярославский кремль, чем занимались первые жители города, читайте в следующем номере.
Фото из читательской почты.
Кстати
Одна из остановок общественного транспорта на Московском проспекте – «Выемка» – получила свое название благодаря строительству железнодорожного путепровода в 1887 году. Для его строительства над Московским проспектом пришлось снять (вынуть) верхний слой почвы, таким образом, углубив улицу.
Одна из башен ярославского Рубленого города носила название Подзелейная и находилась на месте современного спуска к мосту через Которосль на Даманский остров. Название башни связано с тем, что в ней хранился порох, который в старину назывался «зелье». От названия башни получила свое имя и примыкающая к данной территории современная улица.
Родной город
Поделиться
Комментировать