В списках погибших теперь не значится

Недавно по телеканалу «Звезда» был показан сюжет «В списках погибших не значится?» В нём рассказывалось о том, что
в Свердловской области проживает фронтовик, который все послевоенные годы числился в списках погибших. Оказывается, подобных судеб страшная война породила не одну. В небольшой, окружённой густыми лесами деревеньке Заднево Пошехонского района Ярославской области также до сих пор здравствует участник Великой Отечественной Михаил Васильевич Андреев, более 60 лет значившийся погибшим! Супруга его Юлия Михайловна тоже воевала,
но её воинская судьба, к счастью, оказалась менее трагичной...


ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОЛИ
– До сих пор, бывает, муж по ночам кричит, когда во сне война ему привидится, – рассказывает Юлия Михайловна. – Досталось ему тогда. Я его разбужу, успокоить стараюсь.
Она постарше Михаила Васильевича на четыре годочка, не потому в голосе женщины слышны и нотки материнской заботы?
– Мне-то удостоверение участницы войны сразу выдали, а Михаилу нет, – продолжает женщина. – Куда только мы ни писали – и в Москву, и в Подольск, в архив Министерства обороны...
Документы мужа, по которым он считался погибшим под литовским городом Шяуляем, нашлись совсем недавно, в 2008 году, в Ярославском архиве, туда внучка Андреевых – учительница из села Холм Ирина Артемьева – запрос отправила. И деду-ветерану, который 63 года после окончания Отечественной никакими льготами не мог пользоваться, наконец-то вручили удостоверение участника войны. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Как же всё-таки получилось, что фронтовик остался без документов?
– Попал я на фронт семнадцатилетним парнишкой – рослый был и крепкий – в ноябре 43-го, пехотинцем. Восемнадцать-то мне уже на войне исполнилось, – вспоминает ветеран. – Шесть месяцев в учебке, стал ефрейтором, а потом отправили нас в Белоруссию, наступление начиналось. Скрывать не буду, страшно было. Воевал, как все. Подвиг-то совершить – кому повезёт, а кому и нет. Но и за чужие спины не прятался. Вспоминать войну не люблю. А она всё равно снится, просыпаешься от собственного крика – вот каково там было.
Под Шяуляем шли жестокие бои, фашисты рвались к морю и оборону нашу прорвали. В одном из сражений стрелок танкового пулемёта Андреев, получивший сразу два огнестрельных ранения, был ещё и контужен. Когда очнулся, увидел, что товарищи его отступили, окоп весь разбит и к нему приближаются немцы с автоматами на перевес.
– Вытащили меня из окопа за шкирку, словно щенка. Здоровые такие фрицы. Они были хорошо обучены воевать, не как мы, молодёжь, – с грустью говорит фронтовик. – Хотя и я был не из слабых, в восемнадцать лет самая сила. И погнали в плен. В августе 44-го. Сначала в Данию, потом в Германию, в лагерь неподалёку от города Фленсбурга. Как раненый шёл? Так желание жить помогало пересилить боль. А у немцев шаг шагнул не туда – пристрелят. Ладно, в плену не замучили, хотя избивали часто. О зверствах фашистов сегодня все знают. Вообще, для того, чтобы обо всём, что пережито тогда, рассказать, это книгу нужно написать. 6 мая 1945 года освободили нас советские войска.
После освобождения несколько месяцев добирался солдат Андреев домой. Долго продержали бывших пленных в Белоруссии в чистом поле возле леса. Работники НКВД их там «потрясли», но потом отпустили. Легко ещё отделался.
ДВЕНАДЦАТЬ СНАРЯДОВ ДЛЯ ДЕВЧАТ
Вернулся Михаил Васильевич в родную деревню Большие Ночёвки и стал работать механиком тракторной бригады в МТС, где и до войны трудился. Однажды случай привёл механика Андреева на местный маслозавод – велосипед по дороге на работу сломался, заехал починить и... познакомился здесь со своей будущей женой. Вечером на танцах в сельском клубе вальсировали уже как старые знакомые. Пошёл провожать и узнал, что она тоже воевала.
Ушла Юлия на фронт раньше, в ноябре 42-го. Служила прожектористом, вражеские самолёты по ночам ловила лучом сначала в Куйбышеве, потом около Керчи.
– Там мы жили в землянке, двенадцать девчонок из разных уголков Советского Союза. Мужчин-прожектористов отправили на фронт, а нас оставили, – вспоминает Юлия Михайловна. – Помню, как пленных в тыл мимо нас гнали. А ещё – как вечер, так фашистские батареи выпускали по нашим укрытиям ровно двенадцать снарядов – и больше нет. Мы всегда считали.
Словно по смертоносному «подарку» посылали враги персонально каждой из них! Слава Богу, ни разу в землянку не попали и никто из девушек не погиб. В июне 45-го отпустили молоденьких фронтовичек домой.
Супруги Андреевы рассказывают о войне без ложного пафоса, как об обычной работе. Все ведь тогда воевали. Хорошо ещё, что живы остались.
– Из моих одногодков, к примеру, никого из парней в деревне не осталось – все друзья погибли! – говорит Михаил Васильевич. – Правда, ещё Михаил Артемьев вернулся, но он служил на аэродроме в Москве.
МУЖИКИ НА РУСИ НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ
61 год живут Андреевы душа в душу, в прошлом году бриллиантовую свадьбу сыграли. Воспоминания о войне объединили этих двух фронтовиков и на всю жизнь связали.
Родились у Андреевых три дочери и сын. Дом родительский стал тесноват. И Михаил Васильевич сам, своими руками, в одиночку построил новый, просторный! Жена деревья рубить помогала.
– После работы пойдём в лес, штук тридцать ёлок нароняем, а на следующий вечер перевозим, – вспоминает Юлия Михайловна.
Андреевы – люди трудолюбивые. Огород обихаживали, скотину держали, корову. Поэтому и жили в достатке.
А глава семьи ещё и пчеловод заядлый. Как-то десятилетний Миша нашёл на окраине деревни прилетевший откуда-то пчелиный рой. Сделали с отцом домики. С тех пор пчеловодство – его любимое занятие. А потомки тех первых пчёлок живут у ветерана и сегодня. Пока Михаил воевал, за его крылатыми питомцами отец присматривал. Переживает пчеловод сегодня лишь за то, что меняется природа не в лучшую сторону. Раньше клевера были белые, такой травы теперь нет, оттого и мёд похуже.
– Мой муж делать что-то начнёт, всё в руках его спорится. У нас девять внуков и двенадцать правнуков – все пример с деда берут. У всех машины. Все нам помогают, – провожая нас, уже на пороге с гордостью говорит Юлия Михайловна.
Слава Богу, что живы и живём хорошо, говорят ветераны и искренне считают, что никакого особого подвига они не совершили. Славные, скромные, простые люди – рядовые войны, которые Великую Победу как раз и ковали. Не было бы их – не было бы и России.
Северный край
Поделиться
Комментировать