Непридуманные личные истории

Нынешний год – год 65-летия Победы, эта дата остаётся самой важной и для страны в целом, и для каждого из нас. Память о Великой Отечественной жива, и она такая разная...


«РОМАШКА» НА ПАМЯТЬ
В 1975 году впервые очень торжественно и повсеместно в стране отмечали 30-летие Победы. Отмечали его и в Ярославской городской СЭС. В самом солнечном месте холла появился стенд с фотографиями наших товарищей по работе – участников войны. Решили не ограничиться стандартными портретами, пригласили фотографа, а фронтовиков попросили прийти с орденскими планками на пиджаках. Так и было сделано. И вот большие чёрно-белые фотографии (цветные ещё не были в ходу) спокойно и свободно улыбающихся людей в привычных для них стенах СЭС украсили стенд «Они защищали Родину». Под ним расположился целый «газон» зелени и цветов.
На торжественном собрании фронтовики сидели в президиуме, и зал их тепло приветствовал. Много было сказано тогда хороших, добрых слов, им дарили цветы, награждали медалями, подарками...
Помню, когда докладчик вспомнил невернувшихся с войны, главный врач Юрий Серге­евич Сотемский вдруг прикрыл лицо рукой со скрюченными от ожога в танке пальцами, у него заходил кадык, побелела часть лба, не изуродованного ожогами. Так и сидел какое-то время в первом ряду президиума, опершись на изувеченную руку. А когда убрал её, глаза его были влажными. В этом месте доклада многие в президиуме и в зале начали искать носовые платки. Таким я Юрия Сергеевича никогда ни до этого, ни после не видела.
А первое и единственное воспоминание о войне этого скупого на слова человека я услышала, когда он лежал в больнице после того, как его прихватили почки. Я пришла навестить его, принесла почитать книгу. Он чувствовал себя прилично, скучал. И вдруг в разговоре вспомнил о медиках, к которым он попал после того, как горел в танке, и стал говорить с нескрываемым юмором. В операционном блоке над ним «колдовала» женщина-врач, стоматолог по довоенной специальности. Она пребывала в глубоком раздумье, откуда взять кусочки здоровой кожи, чтобы пересадить на обожжённое место и не испортить молодому парню «фасад». Наконец что-то выбрала, санитары перевернули его на живот, и врач начала выкраивать с помощью корнцанга (щипцов) кожу с того места, что обычно прикрывается плавками. При этом она приговаривала: «На лбу и такая сойдёт, а под трусами шрамов не видно». «С тех пор, – смеясь закончил, обращаясь ко мне и к соседям по палате Юрий Сергеевич, – у меня на том месте шрамы в форме «ромашки».
Галина Павловна ФеДОТОВА,
врач, г. Ярославль.
МОЯ ПРАБАБУШКА ТРУЖЕНИЦА ТЫЛА
Мою прабабушку зовут Вера Алексеевна Гасилова. Она родилась в Ивановской области в семье крестьян. Семья жила в деревянном пятистенке на три окна, кроватей не было, дети спали на печи и полатях, родители на полу на войлоке.
Учиться она начала в деревенской начальной школе в девять лет. Первой и единственной учительницей у неё была Зоя Фёдоровна, которую она вспоминала потом всю жизнь. В школе тепло, работал истопник. Любимый предмет – чтение, особенно Вера любила исторические книги. Любимой книгой была и осталась «Война и мир».
Перед войной умер отец, семья переехала в город Вичуга, к сестре матери. О войне узнали по радио, все думали, что она закончится быстро, и верили в победу. Вскоре Вере минуло четырнадцать лет, и она начала работать. Осваивать профессию ткачихи пришлось быстро, и через три месяца она уже вышла на свою первую рабочую смену на фабрике им. Ногина.
Эта фабрика выпускала только один вид ткани, в обиходе её называли «гимнастёрка» – белую, которую потом красили на красильной фабрике. Четырнадцатилетняя Вера выпускала за смену 300 метров «гимнастёрки», то есть одевала 120 солдат.
Обычный день у моей будущей прабабушки был такой: подъём в пять часов без зав­трака, работа до шести вечера без обеда, после работы – ужин, картошка в мундире. Вечерами Вера вязала носки и рукавицы из пряжи, которую пряла её мама. Вещи вкладывали в посылки, при этом адресат был всегда один: «На фронт».
В 1943 году Вере исполнилось шестнадцать лет, и она уже стала работать в ночные смены, которые длились двенадцать часов.
После победы в 1947 году Вера была награждена медалью «За доблестный труд».
На фабрике им. Ногина она проработала 24 года, прошла путь от ткачихи до мастера ткацкого цеха. В городе Вичуга вышла замуж, родила дочь, мою будущую бабушку. А в 1965 году вслед за мужем переехала на Урал в город Чайковский Пермской области, где строился комбинат шёлковых тканей. Вера Алексеевна первая встала у ткацкого станка и выпустила первый метр синей ткани во время открытия комбината. Это было в 1966 году. В краеведческом музее моей прабабушке посвящён стенд, где находится этот первый метр ткани.
В 2004 году прабабушка переехала в Ярославль и живёт сейчас в Ленинском районе.
Кирилл ПОРСЕВ,
выпускник средней школы № 51 г. Ярославля.
(Текст предоставлен редакции детской
библиотекой-филиалом № 9.)
СЛУЧАЙ С САПОГАМИ
Я была на фронте почти всю войну и дошла до немецкого города Вальтербурга.
А началась моя служба с того, что в марте 1942 года нас привезли под Калугу. Высадили в лесу, и первое, что я увидела – множество девчат, таких же, как и я (а мне едва исполнилось восемнадцать). Кто-то был распределён на службу в военно-медицинские учреждения, кто-то в дорожные части, а я в войска связи – связи­сткой.
Мой первый боевой день. Сижу в окопе, в одной руке трубка (тогда не было наушников), в другой – карандаш и бумага, записываю сообщения. Стрельба идёт неимоверная, но голод и бессонные ночи дали о себе знать, и я не помню, как отключилась. Очнувшись, поняла, что лежу на земляном полу, и очень испугалась, что меня могут отправить назад. Но всё обошлось.
Привыкала с трудом. Нас учили не спать по нескольку суток, одновременно следить за воздухом и за связью. Учили стрелять, наматывать портянки.
Помню, как однажды мы несколько девушек не начистили сапоги, а вымыли их и по­ставили сушить. А сапоги украли. Нас поставили в строй и приказали выйти вперёд. Командир сказал: «Вот три ротозеи». Выдали нам другие сапоги, а ноги были тонкие, худые, и пришлось эти сапоги подрезать, зашивать. В этих сапогах, когда кончилась война, я и приехала домой.
Северный край
Поделиться
Комментировать