Вы их от нас не отличите...

На минувших выходных Ярославль отмечал один из самых неординарных международных праздников – День психического здоровья. Смысл его в том, чтобы привлечь внимание общества к проблеме психического здоровья и развеять некоторые мифы, которые отбрасывают нас, довольных собой и как бы цивилизованных, на уровень неандертальцев.

Идея отмечать День психического здоровья родилась во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Необходимость привлечь доброжелательное внимание общества к тем, кого цивилизованные люди называют «людьми с психиатрическим опытом», а простой народ – в лучшем случае «душевнобольными», обоснована цифрами. Страдающих нервно-психическими расстройствами намного больше, чем думают непрофессионалы: 10 процентов от общего числа больных на земле. Кроме того, именно проблемы с психикой порождают более 40 процентов всех известных хронических заболеваний. Нужно учесть, что приведённые данные обнародовала славящаяся своей «осторожностью» официальная статистика. Социологи же твёрдо убеждены, что любые официальные цифры негативного характера (а что может быть негативнее психического нездоровья?) нужно умножать как минимум на два. Тогда получится, что непорядок с головой есть у каждого пятого хоть раз болевшего, насморк тоже считается, жителя нашей планеты, и это – показатель благополучных, сытых и спокойных стран. В неблагополучных – «скорбных главой», по логике, должно быть в разы больше, и, по почти единодушному мнению психиатров Ярославской областной клинической больницы, не застрахован от психических расстройств вообще никто, вне зависимости от возраста, уровня интеллектуального развития и социального положения.
Россия отмечает День психического здоровья с 1992 года, Ярославль – в четвёртый раз. Видимо, это лёгкое отставание придало нам дополнительный импульс ускорения – День был отмечен широко, ярче многих других «красных дней календаря».
На кафедре психиатрии медицинской академии состоялась открытая лекция «О психическом здоровье», на два дня открыл свои двери для гостей клуб «Изотерра». Он занимается психообразованием, тренирует в людях навыки самоподдержки, обучает семейной терапии, но главным его «коньком» остаётся арт-терапия: в «Изотерре» людям с психиатрическим опытом помогают раскрыть себя в искусстве. С 1997 года экспонировалось около 60(!) выставок проекта «ИНЫЕ», многие из них за рубежом. Некоторые художники, которых обыватель ничтоже сумняшеся назвал бы «больными на голову», получили международное признание. Работы Александра Лобанова с шумным успехом выставлялись по всей Европе, и самый простенький его рисунок сейчас оценивается более чем в 1000 евро. В праздничном буклете, посвящённом Дню психического здоровья, есть одна фраза, достойная того, чтобы особо заострить на ней внимание: «Выставки с участием художников студии «Изотерра» совместно с психопросветительскими акциями позволяют лучше познать удивительный душевный мир творцов и... самих посетителей». И вот с этого места – подробнее.
В рамках Дня психического здоровья состоялась беседа журналистов с врачами-психиатрами, и получилась она крайне интересной.
Ассистент кафедры психиатрии ЯГМА, один из вдохновителей проекта «ИНЫЕ» Владимир Гаврилов кратко обрисовал основные мифы, созданные вокруг психиатрии и психических болезней и способ­ствующие общему нездоровью нашего общества.
Миф первый: «психические болезни заразны». Наслушавшись экстрасенсов, многие люди не прочь порассуждать о «чёрной энергетике», о том, что общение здорового человека со страдающим нервными расстройствами расшатывает психику. Это домыслы, не имеющие под собой никакой научной доказательной базы. Под влиянием тяжёлых внешних обстоятельств заработать невроз или депрессию может любой человек, но он всегда «развивает» болезнь сам, без помощи посторонних.
Миф второй: «медикаментозное лечение нервно-психических расстройств может привести к подавлению личности и ухудшению здоровья пациента». Да, психиатрия использует сильнодействующие препараты. Но, к сожалению, многие психические недуги похожи на «лестницу», ведущую вниз: от лёгкого расстройства к тяжёлой патологии. Сдерживать человека на достаточно высокой «ступеньке» современная наука без помощи химических средств пока ещё не научилась, но основа этики психиатров – применять лекарства «по минимуму».
Миф третий: «российская психиатрия – служба карательная, один из рычагов борьбы с «неудобными» людьми». Да, в брежневские времена, случалось, диссидентов помещали в психиатрические лечебницы. Однако наступившая в 90-е годы гласность породила феномен искажения действительности – люди с нестабильной психикой заговорили, много, громко и охотно, а психиатры, опять-таки в силу врачебной этики, в спор вступать не спешили. Отсюда и тонны литературы об «аминазиновых крестах» и прочих внутридиспансерных ужасах, в которых преувеличение – основной художественный приём.
Современная российская психиатрия идёт по принципиально другому пути, по тому самому, который избрало большинство развитых стран. Этот путь – уменьшение числа стационаров для содержания людей с нервными расстройствами, с одновременным развитием амбулаторной помощи и служб психической поддержки. На Западе люди давным-давно ходят к личному психотерапевту так же спокойно, как у нас ходят на приём к окулисту или стоматологу. Факт обращения к психотерапевту не нужно скрывать от соседей и знакомых – никто тебя «психом» не обзовёт, сторониться не станет, дело обычное. У нас всё наоборот. Если тебя мучают страхи или кошмары, лучше не признаваться никому, а просто... напиться, тогда и полегчает. И, увы, так повелось не вчера. Главный врач службы скорой психиатрической помощи Игорь Столяров (на снимке) рассказал, что раньше в психоневрологическом диспансере и без календаря точно определяли даты зарплат на заводах – через несколько дней после выдачи денег по городу проходил вал алкогольных психозов.
Однако оказалось, что это была ещё не беда, а лёгкие неприятности...
– Начиная с 1990 года, – рассказала психотерапевт, суицидолог Ольга Казакова, – постоянно растёт число социальных неврозов. К нам обращается всё больше и больше людей, неуверенность которых в завт­рашнем дне порождает нерв­ные расстройства, которые могут привести к очень печальным последствиям. Одинаково сильно страдают и бедные, и богатые. И те, кому нечем кормить детей, и те, кому вместо двух ежегодных поездок на курорт теперь приходится совершать одну. Бизнесмены и безработные идут с одинаковыми неврозами и депрессиями. Попытки успокоиться выпивкой усугубляют ситуацию, поскольку и алкоголь, и табак – это сильнейшие депрессанты, вещества, угнетающие нервную систему. Беда в том, что как бы мы ни старались помочь людям, возвращение к тем же проблемам может свести на нет эффект от любого лечения. Но самое плохое – рост числа социальных неврозов не прекращается, он постоянный.
Итак, наше общество нездорово уже в массе своей. В чём же спасение? Успешный западный путь развития предлагает одно – толерантнее относиться к людям, страдающим душевным недугом, не считать их неполноценными членами общества и развивать внестационарную психотерапию.
– Даже пациенты с тяжёлыми заболеваниями, – говорит Игорь Столяров, – это люди, к которым надо относиться с уважением и любовью, без наклеивания ярлыков. В период ремиссии вы их от нас не отличите.
Совпадает ли мнение психиатров с историческим опытом? В старину в России блаженных, юродивых, душевнобольных называли «Богом наказанные». Приговор? Отнюдь. Надо учесть один принципиально важный языковой нюанс: слово «наказанные» в данном словосочетании происходит не от слова «наказание», а от слова «наказ», он же – «завет». Русский народ считал душевнобольных носителями «наказа Божия», то есть недоступного обычным, здоровым, как племенные коровы, людям знания свыше... И юродивый на Руси был предметом не гонения, а всеобщего уважения. Сегодня душевнобольной без сопровождения на ярославской улице просто пропадёт, исчезнет.
Игорь Столяров рассказал, как он был потрясён бытовой сценкой, которую ему пришлось наблюдать в Испании. Случилось ему, русскому врачу, привыкшему к российским реалиям, зайти в испанский ресторан. Заведение было, как говорится, «круче, чем Кавказские горы (в испанском варианте – как Пиренеи)». За столиками клиенты, похожие на актёров из фильмов про сладкую жизнь, пили-ели-беседовали. И вдруг в этот VIP-рай входят разом человек двадцать «с синдромом Дауна»! Они рассаживаются за столики, вышколенные официанты принимают у новых посетителей заказы... Русский психиатр (по долгу службы отлично разбирающийся в мимике и жестах, способный по внешнему виду определить не только состояние здоровья, но и настроение человека, даже если тот его тщательно скрывает) во все глаза следит за залом. Ни-че-го. Богачи, крутые «новые испанцы», не бросили ни одного косого взгляда на «новеньких», никто не то что недовольства – малейшего недоумения не показал! И тем не менее даже в странах с таким уровнем толерантности и культуры общения считается необходимым ежегодно отмечать День психического здоровья, значит, проб­лема есть, ВОЗ и ныне активно действует и там. А мы – здесь, как умеем…
Северный край
Поделиться
Комментировать