Сидя на берегу далекого моря...

29 августа две пятерки отметит один из долгожителей «Золотого кольца» - редактор отдела новостей заслуженный работник культуры России Олег Сергеевич Гонозов. Первый номер «ЗК» вышел 25 октября 1990 года, а уже 1 февраля 1991 года в газете появилась фамилия Гонозов.
Правда, сначала Олег Сергеевич сотрудничал с «Кольцом» внештатно, оставаясь собственным корреспондентом «Голоса профсоюзов». Но уже с 15 августа оформился на полставки, а к концу года полностью перешел в штат. Так что можно смело говорить о том, что Олег Гонозов два десятилетия трудится во благо ярославской областной газеты и ее читателей.
Времена тогда были непростые. Августовский путч, пустые прилавки, талоны на продовольствие, безработица. На вопросы, что подбрасывала жизнь, читатели искали ответы в газете - печатному слову верили больше, чем словам чиновников и политиканов, и тираж «Золотого кольца» шел вверх. И в этом росте есть доля труда тогдашнего собкора «ЗК» по Ростовскому, Борисоглебскому и Гаврилов-Ямскому районам Олега Гонозова. Каждый день он выдавал на-гора критические заметки с мест, поднимал злободневные темы, о чем говорят названия тех далеких публикаций: «Вымирает ли Ростов?», «Жизнь по талонам», «Посыпьте нас дустом», «Дошли до ложки», «Обещанного три года ждать?», «Очередь длиною в жизнь» и так далее.
Олег Гонозов пришелся «Золотому кольцу» ко двору. Именно здесь он смог проявить свои творческие способности, реализовать многие задумки, в полной мере раскрыть журналистский и писательский талант. Достаточно сказать, что, еще живя в Ростове, он по собственной инициативе взялся за выпуск первой газеты в газете «Золотого кольца» -  приложения «Ростов на дому» для читателей Ростовского района. Старт ежемесячного четырехполосника был дан
4 марта 1995 года, а всего стараниями Олега Серге-евича вышло более пятидесяти выпусков «Ростова на дому».
Золотокольцовские конкурсы «Наш ребенок», «Миллионный подписчик «Золотого кольца» и «Почетный подписчик «ЗК», вызвавшие шквал читательских откликов, тоже инициатива Олега Гонозова. Но и это не все. С июня 1999 года он становится бессменным  редактором сатирической страницы «Околесица», куда привлекает писателей-сатириков со всей страны. И если собрать все 580 с лишним подготовленных им «Околесиц», то они потянут на четыре килограмма юмора и сатиры!
Дебютировав в девятнадцать лет с юмореской «Жажда», Олег Гонозов остался верен сатирическому цеху. Сегодня он радует своим юмором не только российских читателей, но и соотечественников за рубежом, что подтверждают его публикации в русскоязычных изданиях Израиля, Канады, США. С тремя рассказами, опять же впервые обнародованными «Околесицей», он на равных с Виктором Коклюшкиным и Михаилом Задорновым вошел в коллективный сборник «Самые смешные рассказы», вышедший в прошлом году в Москве.
В 1999 году по заданию редакции Олег Гонозов разработал положение и вплотную занялся областным журналистским конкурсом памяти собкора «Золотого кольца» Евгения Николаевича Трусова «За творческую удачу». Конкурс этот проводится ежегодно. В нем приняло участие более 170 работ  профессиональных газетчиков и внештатных авторов. 57 были удостоены дипломов и денежных премий. На сегодняшний день это единственный в Ярослав-ской области творческий конкурс памяти коллеги-журналиста, в котором могут участвовать все желающие.
И все-таки журналистами не рождаются, а становятся. Если заглянуть в биографию юбиляра, то можно отыскать много любопытных моментов, так или иначе сказавшихся на становлении его как творческой личности. Взять, например, детство, которое прошло на пыльной, поросшей репейниками Базарной улице, которая тянется от Выемки к кладбищу на Туговой горе. В конце 50-х кладбище  было действующим, и почти каждый день мальчишке приходилось созерцать похоронные процессии. Считается, что детская память самая цепкая. Стоит ли после этого удивляться, что именно танатологическая тема ярче всего проявилась в писательском творчестве Олега Гонозова. Как тут не вспомнить его рассказы: «Последний путь», «Девушка из морга», «Смерть в Хургаде»?
В школьном возрасте Олег, как все пионеры советской страны, выписывал «Пионерскую правду». Тогда это была  весьма интересная, познавательная газета. А на следующий день после военных парадов бежал к киоску «Союзпечать», чтобы купить пачку свежих газет с фотографиями боевой техники и воинских колонн, идущих по брусчатке Красной площади. Став старше, классе в восьмом, сам поехал в Москву посмотреть мавзолей Ленина, но вместо значков и открыток, как другие ребята, накупил кучу приглянувшихся ино-странных газет. В глубинке их просто не было. Вернувшись домой, с удовольствием разглядывал отпечатанное на тонкой бумаге издание  французских коммунистов «Юманите», итальянскую «Униту», чешскую «Руде право», румынскую «Скинтейя», болгарскую «Работническо дело». Но больше всего поразили фривольные  карикатуры из польского юмористического журнала «Шпильки». Как знать, может быть, и те самые газеты, запечатлевшись в подсознании, сыграли свою роль в том, что наш герой выбрал себе вторую древнейшую профессию.
Первый прозаический опыт - рассказ «Максим Терентьевич» - был написан зелеными чернилами на четырех  тетрадных листках в клеточку и датирован 13 августа 1973 года. В нем под впечатлениями новомировских публикаций Солженицына начинающий автор пытается продолжить вечную тему маленького человека. В другом творении, называющемся «На берегу Волги», Гонозов описывает приключения Альберта -  освободившегося из заключения молодого человека. Отдавая дань блатной романтике, в конце повествования главный герой рассказа стреляет себе в рот из револьвера. Самое забавное, что каждую главку по мере написания автор пересказывал на свидании своей девушке и она ждала продолжения. Это ли не первое признание литературного дарования?
Но одно дело - сочинять все, что придет в голову для себя, и совсем иное - для других. Это Олег Гонозов понял, увидев в районной газете стихи учащегося техникума Романа Осипова. По его примеру стал посещать занятия литературной группы, которой тогда руководил журналист-фронтовик Дмитрий Серафимович Храбров. А первая публикация двух лирических стихотворений Олега Гонозова, «Песня любви» и «Ты ушла», состоялась в газете «Путь к коммунизму» 9 декабря 1974 года.
Литературное творчество затянуло Олега, как омут. И когда в районной газете ему показалось тесно, он поехал в Ярославль. Стал печататься в «Северной магистрали», «Юности», борисоглебском «Новом времени». Как-то с группой  учащихся техникума оказался на юге на уборке фруктов и первым делом заглянул в редакцию газеты «Заря Кубани». Во время работы проводником поезда «Россия» Москва - Владивосток стал печататься в «Московском железнодорожнике». А 27 августа 1978 года, как подарок к дню рождения, получил целый подвал своих стихов в газете «Гудок». Подборка стихотворений с предисловием Николая Голощапова «Первое знакомство» в старейшей  газете страны, с которой сотрудничали Ильф и Петров, Булгаков и Олеша, стала литературным событием, на которое обратили внимание и в Ярославле.
В 1980 году заметки Олега Гонозова о культурной жизни Ростовского района частенько появлялись в «Северном рабочем», а отклики «Кому и сколько платить» и «Проза быта и бытие прозы» вышли на страницах «Литературной газеты».
Первой же наградой за журналистский труд стала грамота журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент». Редколлегия журнала, издававшегося с 1924 года редакцией газеты «Правда» по инициативе Марии Ильиничны Ульяновой, обсудив материалы народных корреспондентов, опубликованные в журнале за 1986 год, признала в числе 15 лучших работ публикацию Олега Гонозова «Каждые четверть часа». Через месяц молодой рабочий получил из Москвы бандероль, где помимо грамоты лежал и увесистый памятный подарок -  двухтомник «Друзья Пушкина».
Вспоминая советские времена, нельзя не сказать о том, что трудовой (творческий) стаж у профессиональных писателей в те годы шел со дня  первой публикации. Нетрудно подсчитать, что у Олега Гонозова он составил бы сегодня без малого 37 лет. Но и от первой записи в трудовой книжке, датированной 17 июня 1974 года, когда его приняли на работу столяром в учебно-производственные мастерские сельскохозяйственного техникума, получится столько же. Из них 23 года - работа в СМИ.
Олегу повезло. Он пришел в районную газету после окончания Москов-ского государственного института культуры на волне гласности и перестройки. Правда, темы, что вовсю гремели в «МК» и «Собеседнике», для глубинки были непривычны. Олег вспоминает, как во время первого интервью с прокурором Ростовского района Анатолием Семеновичем Химковым чуть ли не клещами вытаскивал из него статистику по убийствам и изнасилованиям. Следующее интервью было с настоятелем Никольского храма в Ростове протоиереем Владимиром Ивановичем Сачивко «Жить по совести».  Впервые за семидесятилетнюю историю газета с названием «Путь к коммунизму» отважилась поместить беседу со священнослужителем и его фото.
Но это было только началом. Вскоре Олег Гонозов взялся за подготовку ежемесячных молодежных выпусков с новыми, несвойственными партийной прессе рубриками, заголовками, фотографиями. На страницах двухцветных  номеров появляется молодежь. Передовые рабочие, воины-афганцы, спортсмены, поэты, участники творческих коллективов. Здесь же рецензии на нашумевшие фильмы («Маленькая Вера», «Игла», «Интердевочка»), рассказы о новых музыкальных  группах  («Наутилус Помпилиус», «Мираж», «Ласковый май»). Все это, несомненно, вызывает читательский интерес, полемику, отклики, и тираж газеты достигает небывалой цифры в 15 тысяч экземпляров.
Сам же Олег нянчится со школьниками, несущими в газету первые заметки, рассказы, стихи.  Итогом такого шефства стал выход сборника детского творчества «Смешилкин и Сочинялкина в Ростове на каникулах». Кстати, одна из воспитанниц Олега Сергеевича, Анна Бабяшкина, после окончания  журфака МГУ сама стала писательницей, издав в столице уже два романа «Пусто: пусто» и «Разница во времени».
Впоследствии многолетний опыт работы Олега Гонозова с юнкорами и внештатниками оказался востребованным. Сразу после открытия в Ярославском педуниверситете специальности «Журналистика» он преподавал спецкурсы  «Организация работы редакции» и «Отдел новостей в газете». А в «Золотом кольце» и по сей день курирует проходящих в газете практику студентов ЯрГУ и ЯГПУ. Ему есть чем поделиться, чему поучить. Например, далеко не каждый газетчик ежемесячно выдает на-гора по пять тысяч строк, для Олега Сергеевича это привычное дело. А в июле он и вовсе отметился рекордом: опубликовал 7000 своих строк и 1800 авторских. И не абы каких. Его материалы из «ЗК» не раз появлялись в «Комсомольской правде», «Сельской жизни», «Трибуне», «Советской Сибири» и других изданиях, отмечались ведомственными дипломами и премиями.
А еще Олег Сергеевич, как, между прочим, и другие авторы «Золотого кольца», большой любитель путешествовать. В двадцать лет он проехал проводником поезда всю страну с запада на восток. С годами его стремление посмотреть мир стало смыслом жизни. Как-то по примеру своего знакомого он попробовал посчитать города, где был, так иностранных получилось больше, чем советских.
Сидя на берегу далекого моря, слушая прибой и вглядываясь в огненный закат, он понимает, что ради этого чудесного мгновения и стоит жить. Ради этого все и задумано Всевышним.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать