Школа юнкоров: мы слову журналистскому верны!

Жизнь прожить – не поле перейти. Надо уметь жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Эту аксиому хорошо усвоили выпускники школы юных журналистов им. Николая Островского Ярославского городского центра внешкольной работы. И юнкоровская школа гордится своими воспитанниками, многие из которых стали профессиональными журналистами: Александр Белоновский – заместитель генерального директора холдинга «РосБизнесКонсалтинг», Елена Костюченко – специальный корреспондент «Новой газеты», Наталья Полякова – специалист по связям с общественностью журнала «Здоровье школьника», Елена Батуева – директор издательства «Факел», Наталья Колбина – главный редактор областной газеты «Караван-Рос», Светлана Пасхина – завотделом культуры областной газеты «Золотое кольцо», Сергей Шубкин – фотокорреспондент газеты «Городские новости», Ольга Бирюкова – аспирант факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и многие-многие другие. 26 октября в 16 часов по адресу: ул. Советская, 17, юнкоры и выпускники школы юных журналистов отмечают юбилей – 30-летие со дня создания школы. Их ждёт подарок: состоится презентация уникального сборника юнкоровских работ за три десятка лет «Мы слову журналистскому верны».
Ориентация в никуда, или Рассуждения в Год учителя
Понедельник. У 9-го «А» класса ярославской гимназии № 2 третий урок – проф­ориентация.
– После окончания школы вы можете продолжить учёбу, – говорит педагог-психолог Ирина Владимировна Юдина. – Предлагайте варианты, где у вас есть возможность учиться?
– В вузах! – хором отвечает класс.
– А ты куда бы хотела поступить? – спрашиваю я у подруги Полины Андриановой, имеющей склонность к точным наукам.
– Пока не знаю. У меня есть два варианта: либо на информатику, либо на математику в наш Демидовский. В принципе на математику мне проще будет поступить, но с информатикой, по-моему, потом легче найти работу. Так что придётся думать... Но Ксюшка точно на математику пойдёт, да? – и кладёт руку на плечо девочке с передней парты.
Эта Ксюша Лагутина, надо сказать, не какая-нибудь среднестатистическая ученица – я не перестаю удивляться её феноменальным математическим способностям и необыкновенному трудолюбию! Поразительно, кажется, она может решить всё, что угодно, мы уже устали считать её грамоты за олимпиады и конкурсы!
– Да, собираюсь на математику, – тихо говорит Ксюша.
– И кем будешь потом работать? – с сомнением спрашиваю я. – Ведь ни в одном списке профессий нет такого наименования «математик».
– Преподавателем. Как мама, в институте.
– Она, наверное, только «за»?
– Конечно! Мне и учителя советуют.
– Но ведь зарплата маленькая…
– Ну, да... – пожимает плечами Ксюша. – Но ничего, как-нибудь проживу, может быть, репетиторством займусь...
На вопрос учительницы, кто собирается поступать в техникумы, подняли руку несколько человек. В основном мальчики и в основном не с такими блестящими способностями, как у Ксюши. Но эти закалённые школьные «середняки» не столь романтичны, они реально смотрят на вещи и знают, что уйдут после девятого класса, выучатся на выгодную рабочую профессию и будут трудиться и получать хорошие деньги. И не очень-то их поймаешь на учительские крючки вроде «ты ведь любишь детей и так хорошо пишешь сочинения, не пойти бы тебе в педагогический институт?». И сколько мечтательных девчонок попадаются на эту удочку.
К примеру, моя знакомая, одиннадцатиклассница из школы № 27 Аня Чурляева, собирается поступать на конфликтолога или на филолога. Что ж, хорошие профессии, не спорю. Но, насколько я знаю, нефтяной скважины у неё во дворе не наблюдается и олигарха, который бы содержал милого психолога-филолога, тоже нет. Но разве может что-то остановить умниц с пятёрочным аттестатом, которых учителя почтительно гладят по головке?
«Я хочу стать культурологом или музееологом, потому что мне эта профессия нравится». И встаёт вопрос: «А что же им теперь делать, если нет достойной зарплаты?»
Самое время вспомнить об ответственности школ за тех, «кого приручили». И как были благодарны выпускники Елене Владимировне Черленок, учительнице русского языка и литературы, которая говорит ученикам правду: «Ни в коем случае не поступайте на филологию. В будущем у вас нет перспектив». Слава Богу, есть ещё на русской земле предельно честные учителя! Вот только что будет с русским языком в России? Этот вопрос к правитель­ству. И не только этот.
Например, педагогический университет: из года в год из его стен выходят молодые квалифицированные учителя-предметники. А заглянешь в наши школы, гимназии, лицеи, где они? Раз, два и обчёлся.
Только от 5 до 40 процентов выпускников педагогических заведений страны, как сообщает центральная пресса, трудоустраиваются в школах. Хотя на сегодняшний день, по словам министра образования
А. Фурсенко, преподавателей больше, чем школьников, «на одного педагога приходится менее десяти учеников». Несколько лет назад это соотношение составляло 1 к 12». И понятно, почему молодёжь не доходит до школы, потому что новоиспечённому сеятелю разумного, доброго, вечного предлагается разительно низкая заработная плата.
Есть, конечно, разнообразные сертификаты, грамоты лучшим педагогам, конкурсы («Учитель года», «Лучший учитель России»), дающие победителям некоторую сумму (моя классная руководительница Ольга Ивановна Чубукова три года назад получила за первое место 100 тыс. рублей) – но не одаришь же такой суммой каждого из огромной массы российских учителей!
И получается, что многие вузы, к сожалению, готовят... будущих безработных! Но сколько бы ни готовилось проектов повышения квалификации учителей, сколько бы ни говорилось речей о поднятии имиджа профессии педагога, ничего не сдвинется с места. Пока в учителя не будут рваться так же, как, например, в депутаты, не поднимется на высокий уровень российское образование и не придётся нам мечтать о модернизации и инновациях. Пока у нас ориентация в никуда!
Дарья Кожанова. «Советская Ярославия», 3 марта 2010 г
Я просто выключила телевизор
8 Марта пришла поздравлять бабушку с праздником. Вручила ей подарок, сели пить чай с пирогами...
– Ты уж меня прости, дорогая, да я тебе подарок совсем маленький приготовила... Денег-то совсем нет! – виновато вздохнула бабушка.
– Так ведь пенсию же обещали прибавить! – радостно напомнила я.
– Да... Да только на подаренные правительством копейки особенно не разгуляешься. Ведь квартплату-то в два раза увеличили! Ну да ладно, давай лучше о себе расскажи, – было видно, что она хочет сменить тему. Не привыкла жаловаться.
Пока она хлопотала, разливала чай и бегала на балкон за вареньем, я по привычке разглядывала всё вокруг. На большом кухонном столе в уголке всегда лежат разные бумаги, открытки, документы, наши рисунки... Я взяла в руки лежащую сверху картинку, а под ней, смотрю, счёт за квартиру: 2218 рублей. За февраль.
– Бабушка, а какая у тебя пенсия?
– Да небольшая. Базовая – 980 рублей, да ещё льготы разные... Я ведь больше 30 лет проработала, ветеран труда. Ну, в среднем выходит от 3 до 4 тысяч в месяц.
Я ужаснулась. Это как же живут наши пенсионеры на такие деньги? Получается, что эти 8,5 процента прибавки от 980 базовых ровно 83 с половиной рубля! Итак, считаем: 4000 рублей общей пенсии минус 2218 рублей за квартиру, минус 300 рублей за электроэнергию да 300 рублей за телефон. Итого 1182 рубля на месяц проживания. Благо нашу бабушку родственники в нужде не оставят, а как быть тем, у кого нет родных или они просто не в состоянии помогать материально?!
– Зайди, пожалуйста, к бабушке Кате, пирожков ей в честь праздника отнеси, – попросила моя бабушка, когда я засобиралась уходить, – а то она уже почти совсем не ходит – нога...
Бабушка Катя живёт совсем рядом. Она наша близкая родственница, недавно ей исполнилось 76. У неё что-то серьёзное с коленным суставом, и каждый сделанный шаг приносит ей невыносимую боль. Потому она почти совсем не выходит из дома.
Я постучалась в дверь.
– Настенька! Здравствуй, как же я рада, что ты пришла! А то совсем что-то редко кто-нибудь заходит... А я вот, видишь, уже не могу сама выходить.
Дома она ходит с палочкой, согнувшись и очень сильно хромая. Я передала бабушкины пирожки.
– Как твоя нога? – из вежливости спросила я, с болью замечая, что совсем плохо.
– Да даже вот до туалета дойти тяжело...
– Неужели ничего нельзя сделать?
– Операцию только... Сустав надо менять. А денег у меня нет – 30 тысяч стоит. А пенсия, сама понимаешь... 3800, да за квартиру две тысячи с лишком отдаю. Какой уж там сустав – на хлеб хватило бы! Ничего, доживу как-нибудь своё...
Нет, она не одинокая старушка. У неё есть сын, невестка, две внучки и две пра­внучки. Правнучки ещё совсем маленькие, внучки деньгами не помогают – сами еле-еле сводят концы с концами, и сын с невесткой не в состоянии оказывать помощь. И из оставшейся тысячи бабушка Катя откладывает, сколько может, отказывая себе практически во всём. Помогает деньгами то сыну, то внучкам, то правнучкам на мороженое...
– Настенька, помоги мне, пожалуйста... Сходи в магазин, купи молочка да булочку. И конфеток каких-нибудь, а то и к чаю тебе предложить нечего. Мне самой никак не дойти, сама понимаешь...
Пришла в магазин. Батон белого хлеба – 10,50, литр молока – 25 рублей, полкило недорогих конфет – 20 рублей. Итого – 55,50. Как жить пенсионерам?!
Конечно, многие наши старики, такие, например, как бабушка Катя, не в состоянии самостоятельно сделать хоть что-нибудь, чтобы улучшить своё положение. Но, к счастью, ещё остались люди и даже пенсионеры, те, кто покрепче, готовые постоять за себя и своих товарищей, готовые отстаивать свои права. А наш долг, долг детей и внуков – сделать всё, чтобы у наших стариков была достойная старость.
Вечером, вернувшись от бабушек, пришла домой. Включила телевизор. «Глава Минздравсоцразвития России на совещании президента с членами правительства заявил, что с 1 апреля базовая часть пенсии повысится не на 6,3 процента, как было запланировано в бюджете, а на 8,5 процента...» – раздалось на всю квартиру. Я не стала слушать до конца. Просто выключила телевизор.
Анастасия Шеховцова. «Советская Ярославия», 26 марта 2009 г.
Путеводная звезда Павла Корчагина
22 декабря ушедшего года исполнилось 75 лет со дня смерти выдающегося советского писателя Н. А. Островского.
В Государственном музее – гуманитарном центре «Преодоление» его имени состоялась научно-практическая конференция «Писатель и время», которая должна была дать ответ на вопрос: современен ли в наши дни писатель?
На московской конференции присут­ствовали представители науки, культуры, искусства, исследователи его творчества, сотрудники музеев Н. А. Островского как России, так и стран ближнего и дальнего зарубежья. Словом, те, кому дорога память писателя. Представительство было солидным, достаточно назвать лишь несколько фамилий. Член-корреспондент Академии российской литературы, член Союза писателей России Е. Н. Бузни выступил с докладом на тему «Феномен Николая Островского и его время». Доктор филологических наук, профессор Государственного литературного института имени М. Горького Б. Л. Леонов поделился с присутствовавшими исследованием «Николай Островский и Павка Корчагин».
О благотворном влиянии произведений Н. А. Островского на китайский народ рассказал профессор Пекинского университета, директор Института Конфуция Жень Гуан Сюань. Роман писателя «Как закалялась сталь» изучается как в школе, так и в высших учебных заведениях. Интерес к Островскому проявляют и в Турции. Аспирант Московского государственного педагогического университета Мустафа Йылмаз перевёл его на родной язык.
На конференцию были приглашены и юнкоры известной Ярославской школы юных журналистов им. Н. А. Островского. Её выпускница, а ныне аспирант факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Ольга Бирюкова рассказала о жизни и творчестве нашей землячки, человеке корчагинской воли Светлане Лисовской, которая, как и Островский, потеряв в молодые годы зрение, не скисла, а нашла в себе духовные силы и занялась творчеством: стала писать стихи. Она уже выпустила пять замечательных сборников. И в этом ей помог пример Николая Островского.
Заведующая отделом по работе с инвалидами музея – гуманитарного центра «Преодоление», кандидат исторических наук С. Ф. Корнеева на основании поступающих в центр многочисленных писем от людей с ограниченными возможностями подчеркнула, насколько важную роль в жизни современников играют произведения писателя.
Пока гремят войны, болеют и страдают люди, путеводной звездой для них всегда был, есть и будет пример Николая Островского и его литературного героя Павла Корчагина. Надо уметь жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Это по-корчагински!
Иван Бровко. «Ярославский инвалид», 27 января 2012 г.
Северный край
Поделиться
Комментировать