Размножение омбудсменов и эмбрионов

Если верить анонимному собеседнику газеты «Известия» в администрации президента, в России до конца года может появиться еще один омбудсмен – на этот раз по делам национальностей. Помимо омбудсмена по правам человека, впервые назначенного в 1994 году, в России уже существуют уполномоченные по правам ребенка (с сентября 2009 года) и по правам предпринимателей (с июня 2012 года).

Как это часто случается, от западного изобретения при перенесении на российскую почву осталось одно название. В первоначальном значении омбудсмен – это общественный поверенный, человек, который следит за соблюдением прав граждан (или групп граждан), посредник, сглаживающий отдельные шероховатости в их взаимодействии с государством или какими-либо организациями. В России же, по словам председателя комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимета Сафаралиева, новому омбудсмену предстоит быть «государевым оком», «наблюдать за процессами в обществе и докладывать о ситуации непосредственно главе государства». То, что нам известно о деятельности Владимира Лукина, Павла Астахова и Бориса Титова, в принципе, подтверждает эту трактовку.

В России омбудсмен служит интересам скорее государства, чем общества. Подобно тому, как человеческий организм «отращивает» новые нервные волокна взамен поврежденных, власть стремится дотянуться до проблемных областей в обход уже существующих, но бездействующих институтов. Там, где не работают законы, появляется государев посланник (конечно, за исключением отдельных рейтингоемких случаев, требующих личного вмешательства первых лиц государства). В результате проблемы если и решаются, то не системно, а ситуативно, что гарантирует их повторение в будущем и появление в России все новых и новых омбудсменов.

OpenSpace.RU

Поделиться
Комментировать