Повалишка удивила – в исторической битве с поляками нынче дрались французские мушкетеры

Колоритные мужички Субботнее утро предвещало зной, но даниловская ребятня в предвкушении захватывающего действа все же прибыла на Песочки вместе со взрослыми.
Мальчишки и девчонки увлеченно таращили глазки на причудливо одетых чужаков. Исторические клубы из Москвы, Иванова, Пензы, Омска, Ростова-на-Дону, Шахты, Санкт-Петербурга, Ельца, Курска, Тулы, Владимира, Рязани приняли участие в нынешней реконструкции битвы на Повалишке. – Мы, любители истории, занимаемся военно-реконструкторским движением, это наше хобби, – говорит один из руководителей исторического движения Андрей Девяткин. – Сражение на Повалишке реконструировать сложно: материалов, как все происходило - нет, потому все достаточно приблизительно. Реконструкция – это все же костюм, оружие, быт, кулинария, то есть полное погружение в то время. А битва – красивое зрелище, но в костюмах и с оружием того времени. Над костюмами работаем сами по историческим источникам. Все соответствуют историческим канонам. И вот видим крупногабаритных мушкетеров с перьями на шляпах. Откуда они, глаголящие на французском, в Данилове? Наши в красных кафтанах из добротного сукна, стеганых шапках, подбитых мехом, шароварах, сапогах – непременно кожаных... Казалось, они все явились из какой-нибудь сказки. Загадочности добавляли прикрепленные к кожаным ремням деревянные пороховницы. Они при каждом шаге отзывались приятным постукиванием. Колоритные бородатые мужички, похоже, не замечали палящих лучей: степенно ступали по поляне, размеченной бело-красной лентой на большие квадраты. Военные игры До пушечной стрельбы, которую обещала афиша, палкой не докинешь, но томиться в ожидании детворе не пришлось: для них приготовили игры. В самом начале, пожалуйте, из лука пострелять. В яблочко! Потом чудный дядечка, коего звали Константином, учил обращаться с бердышом. Это широкий длинный топор на высоком древке с лезвием в виде полумесяца. Холодное оружие, между прочим, потому детям раздали деревянные копии. Константин, громогласно чеканя слова, учил: а-а-боронись, раз! И все поднимали руки с бердышом вверх; руби, два! «голова» орудия опускалась при этом на невидимого ворога; коли, три! Полумесяц бердыша устремлялся вперед; бей, четыре! Поразить врага должен наконечник внизу древка. Мальчишки, девчонки и даже взрослые дяденьки и тетеньки охотно повторяли упражнения и почти довели их до автоматизма. Как только усвоили науку предков, «дяденька» передал «класс» в руки владимирским городовым стрельцам, точнее «дядь Сереже». Тот же вместе с помощником показал, как раньше играл военный люд. Оказывается, любая игра в старину – «для пользы». Например, водящий раскручивал веревку, а стоящие в кругу игроки должны были через нее перепрыгнуть. Чьих ног касалась веревка, становился водящим. Таким нехитрым способом тренировали икроножные мышцы. Другая игра – «сковорода», учила ловкости. Игроки держали веревку, замкнутую в кольцо. Водящий должен коснуться руки игроков, те, в свою очередь, не поддавались. Нельзя бросать веревку и позволять ей упасть на землю. Дальше скакалка, только прежняя, веревочная. Ее, большую, раскручивали, а играющие пробегали под ней. Главное, чтобы веревка не «догнала», иначе выбываешь. Вот такой тренажер для ловкости, скорости и глазомера. Апогеем массовых игрищ стала битва на деревянных мечах. Мальчишки намахались ими вволю! Ребят теперь точно голыми руками не возьмешь! В эти минуты они стопроцентно не вспоминали о своих планшетах и компьютерах. Кокетливая кочерга Довольно много зрителей собирал возле себя кузнец. Стоять рядом с огнем в такую жару невыносимо! И все же невольно начинаешь следить за мастеровыми руками. Вот кузнец  берет свежее сенцо, трут, кресало и огниво. Запалив искрой трут, мастер бережно завернул его в сено и потихоньку подул. С одной стороны, с другой... Повалил густой дым, и на сухой траве появились шустрые язычки пламени. Секунда, и добытый огонь оказывается на очаге. Уголь из холщового мешка – следом. Кузнец привычным жестом руки раздувает меха. Маленькая, сантиметров 35-40, кочерга проворно захватывает красные угольки, которые намереваются соскочить на землю. Народ тем временем все прибывает. – Сколько подкова стоит? Вот ведь, не увидела подковы сразу. А они здесь и новые – этого мастера, и «найденные в поле», те, что лошадки носили. Которая удачливее для дома, «сказать трудно». И вот, новенькая подкова и специальные кузнечные гвозди обрели хозяина. Кузнец тем временем собирается сделать кочергу, похожую на ту, проворную. Новая порция угля, густо задышали меха. Мастер уложил в раскаленные угли железный прут-заготовку. Когда тело заготовки раскалилось, кузнец соорудил ровную пяточку, а носик  кочерги завернул плоскогубцами. Постучал по ним увесистым молотком и снова отправил в огонь. Потом снова достал заготовку, зажал ее в тисках и стал скручивать. Ничего сложного! Но простота видимая. На самом деле все не просто. Минут пятнадцать – и кокетливая кочерга зашипела в тесном чугунке с водой. Готово! «Морковка» для веревки Рядышком у причудливого станка с крюками тоже хочется остановиться: паренек лет 14 крепит на крюки льняную тонкую нить. Справа – четыре крючка, слева – один. Для чего? Оказывается, так в старину делали веревку. Правда, «наш» станок – новодел. «Подсмотрели его механизм в Крыму, на подобном фестивале». Когда крутишь ручку, четыре крюка одновременно крутятся, получаются четыре нити потолще, а после – с помощью деревянной «морковки» рождается одна довольно прочная веревка. – Веревками вообще-то занимается 8-летний брат, только он убежал куда-то, – улыбается парнишка. Разве усидишь, когда стрельцы палить на всю округу начали?! Сначала мушкетные залпы, позже присоединились пушки... Описывать действо стоит ли? Это видеть, слышать, чувствовать надо, а посему – присутствовать. – Налево па-аворотись! – нараспев командовал командир. В это время то слева, то справа ухали взрывы. Ощущение, что ты на настоящей войне. И вот воины устремились врукопашную. Глянь-ка! И «французы» не отстают! Поверженные пали, а мародеры стаскивали с них обувку... Как хорошо, что все понарошку, будь по-настоящему – с ума сойти можно! Из толпы то и дело слышалось: «Как здорово!», «Ух ты!», «Круто!». Это действительно было круто! И здорово, что понарошку! Кстати «Повалишка.   Это наше словечко, родное, даниловское, и никому его не отдадим, не уступим. Есть, правда, и в Данилове те, кто произносит его через губу, снисходительно – ну, мол, врите, да не завирайтесь. Они, видите ли, про Повалишку в толстых учебниках не читали!..  А мне про Повалишку моя бабушка рассказывала, а ей – ее бабушка, которой о том, как все было, поведала своя бабуля… Я этому женскому «историческому проводу» вполне доверяю.  Есть и еще рассказчик, автор толстой-претолстой книжки под названием «История государства Российского» – Николай Михайлович Карамзин , который переворошил Монблан архивных документов и написал кое-что про Даниловскую слободу, ее пострадавших, но героических жителях. Это они, среди прочих россиян, устраивали «сшибки» с поляками и изменниками. Об одной такой «сшибке» из уст в уста передали нам сообщение наши бабушки: «На Повалишке супостата побили…». Помню счастливые глаза моего учителя-историка Шарапова: «Слышал? – спросил он на бегу. – На Повалишке ребята нашли пики копий и саблю!»… Рассуждаю сегодня просто: если бы не Повалишка и еще десятки и сотни подобных ей «сшибок»; если бы не пополнение сил ополчения Минина и Пожарского, стоявшего четыре месяца в Ярославле и готовившегося к походу на Москву (даниловцы тоже вливались в ряды ополченцев!); если бы не героические действия всех и каждого, – не изгнать бы поляков из Кремля, и легла бы Русь под пяту чужеземцев… Название местности – Повалишка – теперь звучит и гордо, и символично: мы, русские, там повалили , побили супостата!» (Из книги Руслана АРМЕЕВА «Мой Данилов от «А» до «Я»). Фото Александры Савельевой предоставлено газетой «Северянка»
Поделиться
Комментировать