Метафоры России

«Это по-прежнему промышленный центр с малоинтересной архитектурой, плохой экологией, некомфортной средой обитания, коррумпированной властью и невразумительной культурной средой». И еще: «Как девушка на выданье, соблазняет морем возможностей. Здесь все не завершено, все в процессе, во всем ощущение незаконченности». Или: «Вот уже двадцать лет стоит, замерев на пороге великого будущего, которое никак не начнется».
Это, конечно, все о Челябинске. И в то же время не только о нем. Эти фразы читаются как метафоры Российской Федерации в целом. А на другие города нашего рейтинга можно взглянуть как на метафоры отдельных российских черт.
Современная Россия состоит из успеха, прежде всего в разного рода торговле, и по-прежнему, как повелось еще с 90-х, в замесе с криминалом и запахом шашлыка. Это Краснодар, столица края, «прославившегося» еще и Кущевкой, а не только успехами в бизнесе и сельском хозяйстве. Да и в хозяйстве этом здесь… Ладно, сейчас не о том. Россия сегодня — это еще и скупка земель: с введением в начале 2000-х частной собственности на землю самая большая страна мира выставлена на продажу. На плодородной Кубани охота за землей идет особенно активно и жестоко, о чем «РР» писал в номере от 11 апреля. Кроме того, Краснодар еще и столица края, где пройдет сочинская Олимпиада, подлинный наш нацпроект.
Россия сегодня состоит также из неосуществленных или дурно реализованных планов молодых менеджеров 90-х. И в этом смысле бывший раньше «хлопонинским» Красноярск еще далеко не в худшем положении.
В Хабаровске растет преступность? Да не беда, тем больше горожане ценят безопасность… По-любому Хабаровск со своими дальневосточными собратьями — это метафора невероятности России, ее мировой огромности, которую очень трудно, но все же возможно превратить в дом для жизни.
Приятно поражает Екатеринбург. Тут если и метафора, то уж России будущего. В городе есть стратегический план развития, будем верить, что это не шутка и не преувеличение. Тогда это аргумент в пользу той точки зрения, что не из Москвы пойдет поток идей и дел по развитию России, а из регионов. Еще здесь активна и плюралистична общественная жизнь — здесь и одного срока не продержался непопулярный губернатор, а тяжелая промышленность вышла из кризиса. Все здесь. Вот и Челябинск неподалеку, опять же… Нет, и вправду Урал — опорный край державы.
Нынешняя Россия стремится преодолеть провинциализм. Конечно, главная метафора этому Пермь. Она также пыталась достичь цели за счет имиджевых проектов. На примере Перми можно сделать первые осторожные выводы насчет того, к чему это приводит.
Казань — авторитарная столица. Много бюджетных денег, решения принимаются наверху, пышный юбилей, универсиада. Метафора российского авторитаризма. Поскромнее, но в том же ряду — Уфа. Хорошо видно, между прочим, что авторитаризм-то у нас восточный, а не западный. Западный злой и эффективный, Сталин именно так пытался править. Восточный долго считался неэффективным, но  вот пошли в рост азиатские «тигры», «драконы». А мы кто? Нам, наверное, ближе всего Змей Горыныч. Только его не существует. В этом, видно, вся загвоздка. Ладно, может быть, ученые что-то придумают.
Ученые живут в Новосибирске. Практически все российские ученые, где бы они ни находились, живут в своего рода «Новосибирске». Воспоминание о величии советской науки, напрочь забытое ее диссидентство… Новое диссидентство, против нынешней власти: та науку боготворила в буквальном смысле, этой на науку наплевать. Золотая середина пока не найдена, но потихоньку жить можно. А хочется — не потихоньку…
Ростов-на-Дону до революции называли «российским Чикаго». Сейчас же ему явно не хватает яркости. Могучий город, крепкая промышленность, множество вузов, но ни одного Национального исследовательского университета. Ростов-на-Дону — метафора потенциала. Здесь он то ли из-за клановости, присущей местной культуре управления, то ли от отсутствия того самого стратегического проекта, который (верим, верим!) есть у Екатеринбурга, все никак не может развернуться во всю ширь мощных плеч. А плечи ведь ого-го какие!
Ярославль — это образ той страны, которая была у нас до империи, до Петра, пережила все власти, все беды и до сегодняшнего дня остается с нами. Страны, символ которой не Змей Горыныч (это персонаж южнославянский) и тем более не тигр, а простой русский медведь, вышедший к Волге за рыбой. Красивый город, недавно парадно благоустроенный к тысячелетию. Это Русь. Прекраснее нее нет ничего на свете. Как говорится в статье про другой, куда более молодой русский город, теперь (и добавим, несмотря ни на что — всегда) не стыдно быть родом отсюда.
http://expert.ru/russian_reporter/2012/21/metaforyi--rossii/
Поделиться
Комментировать