И друг степей калмык

«ЯР»выяснил, зачем ярославским школьникам «Алпамыш», «Джангар» и «Кер-оглы»

«Идиот» и «Приглашение на казнь», «Как закалялась сталь» и «Молодая гвардия», а в качестве бонуса – c десяток национальных эпосов. Все это, по словам президента Владимира Путина, должен будет прочитать на досуге каждый выпускник школы. Перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению» разрабатывала экспертная группа, в которую вошли представители власти, общественных и религиозных организаций, СМИ, а также учителя. Проект списка широко обсуждался в интернете. А окончательный вариант недавно появился на сайте Минобрнауки. По нашей просьбе топ-100 оценили ярославцы.


Валентин СТЕПАНОВ, доктор филологических наук, профессор, проректор по научной работе МУБиНТа:


– Как преподавателю с почти 20-летним стажем мне представляется, что хвалебные отзывы о перечне преждевременны. Очевиден дисбаланс художественной и исторической литературы в сторону первой. Если речь идет о внеклассном чтении без разграничения учебных дисциплин, такое различие в объемах понятно. Если предполагается, что школьники будут изучать эти книги в рамках соответ­ствующих предметов, требуются пояснения. Если авторы списка решили собрать в нем писателей, чьи произведения входят в золотой фонд литературы, возникают вопросы к составу имен. Таким образом, задачи предпринятой акции не вполне ясны.


Кроме того, низкий уровень книжной культуры в обществе не оставляет надежды на то, что школьники будут читать дополнительную литературу по собственной инициативе и с удовольствием.


Светлана ПАРСЕГОВА, мама четвероклассника Никиты:


– Добавила бы в этот перечень детские книги, в том числе Вознесенской, Железникова, Лиханова. Также включила бы Акунина, Пелевина, Полякова, Толстую, Улицкую. А лишних в списке нет. Вряд ли я предложу своему сыну почитать «Повесть о настоящем человеке» Полевого, потому что считаю ее чрезмерно дидактичной. Но о вкусах не спорят. Чем больше всякого-разного читает ребенок, тем лучше. Мне скучны книги о войне, но Никите они, возможно, будут интересны.


Герберт КЕМОКЛИДЗЕ, председатель Ярославского отделения Союза писателей России:


– Вызывает недоумение отсутствие в перечне современных писателей моложе 70 лет. Почему Рождественский есть, а Вознесенского нет? Потому что последний почти не писал слов к песням? Да и нужен ли единый список для всех? В каждом регионе полно своих писателей, которых нужно знать. Например, ярославский поэт Павел Голосов, на мой взгляд, сильнее многих московских, чьи имена на слуху. У нас очень любят число 100. А я составил бы перечень из 200 книг, чтобы каждый мог выбрать что-нибудь по душе.


Инна ЛОБАНОВА, учитель русского языка и литературы Провинциального колледжа:


– Список лишен внутренней логики. Многие из вошедших в него произведений мы изучаем по программе. Как в перечень попали «Беседы о русской культуре» и «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Лотмана? Это литература для специалистов. А что делать с безумным количеством эпосов? Знаком­ство с эпосом того или иного народа важно в первую очередь для представителей этого народа. Калмыкам полезно ознакомиться с «Джангаром», узбекам – с «Алпамышем», якутам – с «Олонхо» и так далее, но освоить их все под силу разве что этнографам.


В свете новых государственных образовательных стандартов литература станет предметом по выбору. Тогда никакие списки не помогут. Успокаивает только одно: дети, которые любят книги, всегда были, есть и будут. Я давно работаю в гуманитарных классах, ко мне часто подходят ребята и спрашивают: «А что бы еще почитать?». Что сама люблю, то и советую. Пока никто не жаловался.


Анна МАКОВА, ученица 10-го «Б» класса школы №4 имени Некрасова с углубленным изучением английского языка:


– Многие жалуются, что времени на чтение не хватает. Но человек, который хочет читать, всегда найдет для этого свободную минуту. Среди моих любимых произведений школьной программы – «Евгений Онегин» Пушкина, «Идиот» Достоевского, «Анна Каренина» Толстого, «Гранатовый браслет» Куприна, «Темные аллеи» Бунина. Что касается списка книг для внеклассного чтения, то я прочитала уже около 70 процентов. Замечательно, что сюда включили произведения по истории для детей: интерес к своим корням нужно развивать с малых лет. 

"Ярославский регион"

 

Поделиться
Комментировать