Друзей «Умки» школой не испугаешь

Пример творческого подхода к обсуждению идей президентского послания Федеральному собранию и проекта закона «Об образовании» подают большесельские педагоги. Недавно открыли в пустующих классах средней школы бесплатную группу раннего развития. Объединив усилия школы и родителей, предложили своё решение одной из проблем, в дискуссиях о законопроекте вызывающей споры: не вступит ли прописанная в нём обязательная дошкольная подго­товка в противоречие с возможностью такой подготовки в семье (об этом в публикации «Чтобы школа стала домом» в номере «Северного края» за 3 декабря). Об инициативе большесельцев рассказывает наш корреспондент.
Адрес новшества: школа с памятником у крыльца их самому знаменитому земляку – крестьянину-самоучке, поэту Ивану Сурикову. Её задолго до перестройки выстроили на горке в самом центре села. Эту школу здесь все так и называют – «центральная». Не просто по месту расположения, а и по значению для района. Она из четырёх его средних школ самая крупная – учатся здесь человек пятьсот – и самая продвинутая. Из 24 выпускников одиннадцатых классов этого года, поступивших в вузы, больше половины – её питомцы.
– Кого выпускать – вопрос для меня и моих коллег недискуссионный, – рассказывает о замысле эксперимента его инициатор, директор школы Елена Дьячкова. – Стараемся, чтобы независимо от того, кто с каким багажом пришёл в первый класс, это был молодой человек, ориентированный на спокойный, без нервов, выбор профессии, готовый жить в многосложном информационном пространстве XXI века, не теряться в трудных ситуациях и главное – быть в ответе за свои поступки. Но вы бы знали, как далеко бывает нашим первоклашкам до тех высот!
Учатся здесь ребята не только из районного центра, каждое утро школьный автобус привозит на уроки учеников из Дунилова, Высокова, окрестных деревень. Учителя не скрывают: кругозор у приготовишек бывает хоть плачь. Есть и такие, кто не знает порядка времён года и даже дней недели, полных имени-отчества родителей, не говоря уж о том, чем папа-мама заняты. «Моя мама работает бройлером», – на собеседованиях с будущими первоклассниками можно и такое услышать.
Так что идея разместить в трёх пустующих классах, закрытых на спаде демографической волны, начиная с конца 90-х, группу подготовки к школе появилась вовсе не на пустом месте. Возникла из этой неизбывной тревоги взрослых за судьбы малышей. К тому же, несмотря на то, что ни один из восьми детских садов района в кризисные времена не закрывался и сейчас все они отремонтированы, на очереди в них 105 семей и она продолжает расти. Глава района Владимир Лубенин, уроженец этих мест, отец двоих детей, как никто понимает учителей и родителей:
– Приходишь на линейку 1 сентября, новенькие стоят скукоженные, жмутся друг к другу, так пугает их школа. Учителя говорят: целых полгода, а то и больше, уходит на то, чтобы первоклассники обжились, привыкли к дисциплине на уроках, к шуму-гаму, толкотне на переменах. Так что когда выяснилось, что на ремонт классов под проект «школы для дошкольников» с игротекой, спальней, отдельным входом требуется как минимум 250 тысяч рублей, мы вопрос немедленно вынесли на обсуждение собрания представителей и без всяких прений эти расходы из собственных прибылей утвердили.
Чтобы увидеть своими глазами ту «школу в школе», названную в честь любознательного непоседы, героя популярных мультфильмов белого медвежонка Умки, остаётся нам буквально через порог шагнуть. В просторной игротеке, смотрим, никто без дела не сидит. Пятилетняя Саша Голикова по очертаниям ниш на пластиковой матрице подбирает силуэты разных видов транспорта наших и былых времён – автомобиля и самолёта, паровоза и парусника. С поставленной задачей Саша справляется шутя и теперь вместе со всеми собирается рисовать.
По праву всеобщего любимца честь позировать художникам выпала плюшевому тигрёнку по имени Малыш.
– Откуда взялся этот житель жарких стран да в такие холода? – в шутку интересуемся у новых знакомых.
– Как и Умка, из телевизора, – отвечает за всех Сашина ровесница Настя. – Он потерялся, а мы его нашли, позвали в гости, накормили, и теперь он тоже наш друг.
Вот и попробуй взять врасплох этих всезнаек, судя по всему, смышлёных и находчивых не меньше, чем сам Умка. Ключевое слово здесь у педагогов – развитие.
– Не просто читать, писать, считать учим, а развиваем речь, логическое мышление, внимание, реакцию, память, творческую фантазию, – объясняет воспитательница Светлана Шишкина. – Персонально с каждым занимается этим группа сопровождения – кроме двоих воспитателей психолог, логопед, медицинский работник, учителя ритмики и музыки.
На последних уроках труда все спешно готовились к зиме: мастерили кормушки для птиц, прилетающих в школьный двор. Выходят гулять – не забывают подсыпать туда пшена, семечек, хлебных крошек. Читать из двух десятков умкиных друзей умеют только двое, учатся они пока в основном слушать. Литературу приносят из дома, а настольная книга у воспитателей – хрестоматия «Родная литература» из серии «Школьная энциклопедия» – есть там и «Сказка о царе Салтане», и «Дед Мазай и зайцы», и «Серая шейка», и «Белолобый».
Игры у них тоже, понятно, все – развивающие, из общей методической копилки или свои авторские. Например, такая, для разгрузки – «Послушаем тишину». Все замолкают, кто больше услышит звуков вокруг, тот и молодец.
Эксперименту Дьячковой и Лубенина три месяца. Какие у друзей Умки успехи? Ответы на такой и все остальные вопросы, возникшие у педагогов за это время, – в толстой стопке заведённых на каждого «дневников сопровождения развития ребёнка». Ведёт их школа вместе с родителями. На первом листе – подробнейшая анкета с вопросами к ним о составе и социальном положении семьи, о привычках, любимых занятиях детей, о том, что в их поведении родителей радует, настораживает, огорчает.
Они, родители, и дальше останутся для школы первыми советчиками и деловыми парт­нёрами. Всё находит наглядное отражение в цветовых диаграммах. По ним сразу видно главное: в какие тона, тёплые или холодные, были окрашены изо дня в день в течение всей недели настроение, чувства и мысли малышей, кто в чём преуспел и кто какие дал поводы воспитателям для беспокой­ства и такого деликатного внесения корректив, чтобы их питомцы этого не заметили.
Вот последняя запись из дневника одного симпатичного торопыги по имени Алёша. Рекомендация психолога родителям и воспитателям: нужны задания на внимательность, чёткий распорядок дня по выходным, контроль за тем, чтобы начатое обязательно доводилось до конца. И ведь подей­ствовало! Алёшина гамма цветов стала заметно светлее. Замечаем по диаграммам: не у одного его.
Привыкают, обживаются приготовишки. Называют группу «наша школа». А это значит, что друзьям Умки до заветного порога стало ещё ближе.
Поделиться
Комментировать