Запрягайте северных оленей!

По 500-метровой заснеженной трассе Ярославского зоопарка несется упряжка оленей. Роман ГОРЮНОВ ловко подгоняет питомцев длинным деревянным шестом – хореем. А на стареньких, подбитых пластиком для лучшего скольжения нартах – восторженные взрослые и дети.


– С оленями непросто справиться, – говорит Горюнов. – Когда-то я конкуром увлекался и точно могу сказать, что с лошадью куда легче! Левый повод на себя потянул – и она налево, правый – в другую сторону. Но олени-то все-таки полудикие животные! Их повадки еще изучить надо.
Северных оленей Роман Горюнов и заместитель директора зоопарка Вячеслав Куделин доставили на КамАЗе из Мурманской области.
– В хозяйстве «Тундра» 25 тысяч голов, – рассказывает Горюнов. – Я очень удивился, когда узнал, что эти оленьи упряжки только на продажу держат. На Севере считают, что использовать их для нужд хозяйства – это каменный век! Нынче там все моторизовано. «Бураны», «Ямахи», «Поларисы»… Что ни понадобится, садись на снегоход и вперед! Ну а условия работы?! Это раньше погонщики останавливались на ночь в чумах. Теперь они в уютных щитовых домиках ночуют, в них даже спутниковое телевидение есть!
Мурманский каюр четыре дня обучал Романа Горюнова премудростям управления рогатым транспортом на покрытом льдом озере.
– Северные олени, пусть хоть и прирученные, все равно могут одичать, – вспоминает Горюнов наставления своего учителя. – Поэтому даже летом надо их раз-два в неделю запрягать: и пусть стоят у нарт минут сорок. Иначе к зиме для езды совсем не пригодны станут.
Специально для оленей в Ярославский зоопарк из тундры завезли тридцать мешков ягеля. Чтобы приучить северных питомцев к новому рациону, работники зоопарка перемешивают северный лишайник с обычным сеном. Еще один важный пункт в меню – ивовые и березовые веники.
– Олени очень прожорливые, – отмечает Горюнов. – Каждый день по восемь веников съедают! Еще мы им комбикорм даем, горох, морковку. В природе северные олени употребляют в пищу грызунов – леммингов. А мы вместо леммингов яйца им даем в качестве белкового корма.
Перед тем как освоить азы северного ремесла, Роман Горюнов почти четверть века отработал ветеринарным врачом. После окончания Великосельского техникума и Кировского сельхозинститута помогал братьям меньшим в ОАО «Михайловское» в Кузнечихе и ветлечебнице в Дядькове.
– Но кого я там видел? Коровы, овцы, свиньи… Сплошное однообразие! А я с детства об экзотике мечтал. Как-то даже в цирк пытался устроиться, но вакансий не было…
В зоопарк Роман Горюнов пришел обычным кипером. Ухаживал за страусами эму, антилопой, мини-пигами… Но теперь название его должности звучит гордо – «заведующий секцией дрессировки животных». Каждый день по два часа ярославец подчиняет своенравных северных гостей своей воле.
– Упряжка не за один год съезжается, – объясняет Горюнов. – Олени должны даже не окрика слушаться, а одного взгляда, взмаха руки, чтобы беспрекословно хоть прямо шли, хоть восьмерку выписывали! Мы боялись, что они машин испугаются, цивилизации. Но когда выехали на площадку, то поняли, что бояться нечего. Буран, головной в упряжке, вообще такой спокойный, что хоть на поводок его бери и веди в центр города гулять.
Роман, овладевший профессией каюра, уже обучает других сотрудников мастерству управления оленьей упряжкой:
– В этом году мы планируем проложить трассу по лесу. Будет где прокатиться с ветерком!
"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать