Времена года: календарь от рыбинских живописцев

Не утихают споры среди художников и зрителей: где место искусству – только в музеях и галереях или же повсеместно (на репродукциях, постерах, рекламных щитах).
 У рыбинцев есть возможность еще поразмышлять на эту тему – в конце сентября вышел в свет календарь «Рыбинск в картинах рыбинских художников». Получилась по-настоящему осенняя премьера – обложка календаря выполнена в бежево-золотистых тонах, а внутри – двенадцать лиричных пейзажей, тихих уголков и парадных видов Рыбинска. Мрачно-притягательный, в мягких сумерках апрель Николая Малафеева соседствует с неожиданно розовым, умытым, по-мальчишески задорным октябрем Владимира Палкина. Листая календарь, можно полюбоваться румяным морозным декабрем Александра Шевелева, замереть перед сочным, грозовым августом Евгения Лимарева – контрастным, пронизанным ощущением быстрого и шумного летнего дождя. И отданным Василию Трамзину ноябрем – с графичными деревьями, со свинцово-студеным небом. Пять художников, пятьсот экземпляров. Автор идеи -  рыбинец Алексей Иванов, фотограф, ценитель живописи. Идею подобного издания он пестовал уже давно – еще в далеком 1996-м по заказу его фирмы вышли лаконичные календарики-визитки с пейзажами Василия Трамзина и Михаила Соловьева, тогда пришедшиеся по вкусу и друзьям, и клиентам. Тема маленького настольного «окошка в другой мир»  продолжилась календарями-домиками с фотографиями цветов и рыб. «Здорово же, вроде как маленький аквариум на столе», — улыбается Алексей.  Мысль отойти от фото в пользу живописи и приблизить творцов чуть ближе к народу все эти годы не отпускала. «Фотография конкретна, она фиксирует пейзаж, — говорит Алексей. — Художник совершенно по-другому работает, он пропускает увиденное через себя и свое настроение.
В результате, как мне кажется, картина затрагивает зрителя сильнее».

И вот однажды, когда Алексей фотографировал работы Владимира Палкина для архива художника, он подумал: а почему бы не сделать календарь большого формата, где на каждый месяц приходилась бы картина рыбинского творца. Он заручился поддержкой Владимира и других живописцев. В общей сложности Алексей пересмотрел около 60 работ. «Фотографировал их сам, при этом получил бесценный опыт. Пришлось потрудиться, прежде чем получились безупречные снимки», — вспоминает он.

Свой проект Алексей Иванов не торопится называть коммерческим начинанием. Часть тиража сразу была передана художникам, а остальные календари продаются почти по себестоимости.

О художниках, которые приняли участие в проекте, можно узнать на последней странице издания, здесь даже указаны контакты, по которым с ними можно связаться. Это тоже инициатива Алексея, он открыл для себя, что многие художники практически творят в стол! «Некоторые из них не активны с точки зрения коммерции, — сетует фотограф. — У них совсем отсутствует предложение в интернете, а на сегодня это наиболее актуальная и доступная площадка» купли-продажи. Недаром Стив Джобс говорил, что если вас нет в интернете, вас нет и в бизнесе.

«Популяризация работ очень важна для художника, — соглашается  Николай Малафеев и свое участие в проекте называет приятным событием. — Ведь если есть, что показать, зачем таить от людей? Другой вопрос – насколько качественная получается  репродукция. Этот календарь оцениваю положительно. А вообще, сейчас само время располагает к тиражированию. Это раньше картины были доступны лишь избранным, теперь  соцсети и недорогая печать приблизили их к людям. Считаю, художники должны вовсю пользоваться такой возможностью».

Но кто  построит мостик между камерным  миром муз, холстов, красок и уайт-спирита и публикой, которая может проголосовать за твои шедевры рублем?  Частично функции такого медиатора решил взять на себя Алексей. Он создал в Фейсбуке группу с аналогичным календарю названием — «Рыбинск в картинах рыбинских художников», куда планирует загружать фото картин. Сейчас он отбирает работы уже для следующего календаря, открывая для себя новых местных живописцев: «Через работы разных художников смотришь на абсолютно новый Рыбинск. В рамках соцсетей даже можно группировать картины по направлениям, например, собрать разные виды одного дома или улицы».

Думается, отличное начинание – расширить круг зрителей живописи при помощи интернета и недорогих полиграфических изданий. Что кривить душой — не каждый дойдет  до музея, не каждый может позволить себе купить мелованный альбом живописи за несколько тысяч рублей. Можно, конечно, спорить, но популяризировать искусство нужно. Вспоминаются слова рыбинского художника и преподавателя Андрея Васильева: «Картина без зрителя, что актер без сцены. Нет смысла творить и складывать их в каморке». Отличная идея: не ждать, пока люди дойдут до твоего чердака, пропахшего красками, а самому выйти к ним – с репродукциями, календарями, постерами. Помню, как неуютные стены ярославского педобщежития украшала приобретенная в Эрмитаже репродукция Ван Гога, как она поднимала настроение! Постеры в крупных музеях, кстати, совсем недорогие, доступные  и студенту, и пенсионеру.

Хочется обратиться к художникам: не прячьте свои шедевры, не бойтесь недорогих репродукций. Здорово, если нас со всех сторон будет окружать искусство. Стены в детском саду, расписанные художником, а не просто оклеенные безликими обоями, мастер-классы, проведенные перед школьниками, – все это позволит развивать вкус. С каждого календаря и рекламного щита должна смотреть красота. Искусство — в массы!

 ЮЛИЯ ГАЛАНЦЕВА
Поделиться
Комментировать