Вооружён и дивно прекрасен

Чудом обошлась без печальных по-следствий, а точнее – без травм и жертв, на первый взгляд, вполне мирная презентация в выставочном зале Союза художников на улице Максимова.
Когда на адрес Ярославского отделения Союза художников России пришёл испещрённый яркими логотипами глянцевый конверт, ничто не предвещало ЧП. Петербургские искусствоведы обращались к ярославцам с заманчивым предложением – провести в областном центре презентацию работ представителей элитного направления современного искусства «вита-арт». Ярославцы были польщены и заинтригованы: «вита-арт» в большой моде, но пока с ним могли познакомится лишь жители Москвы и Питера. Бескрайняя российская провинция прозябала в невежестве, ничего не ведая о новых веяниях. А веяния-то с большой претензией, западные искусствоведы называют «вита-арт» не иначе как «искусством будущего». Кое-кто в США даже пророчествует, что «вита-арт» лет через 30 вытеснит традиционные живопись и скульптуру, как некогда телевидение вытеснило радио.
«Вита-арт» основан на теории, что произведения искусства обладают энергетикой, достаточной для того, чтобы при определённых условиях… оживать. Разумеется, не «по щучьему велению», а по приказанию художника-одушевлятора.
Такие вот одушевляторы, а точнее «одушевляторши» – Марья Сакс и Ингрид Иванова пожелали выступить в Питере, Москве и Ярославле. И денег не просили.
– Чтобы отказаться от бесплатного «вита-арта», – рассказал ярославский живописец Софрон Никасов, – нужно уж вовсе не иметь художественного вкуса! Ну, мы и согласились, обрадовались очень. Как говорят плебеи, лишённые художественного вкуса, «на халяву и уксус сладок».
Однако уксус под названием «вита-арт» оказался не просто несладким! Он оказался термоядерным! С первых минут презентация пошла вкривь и вкось. Марья Сакс, обещавшая заставить портрет Леонида Брежнева произносить речь, добилась лишь того, что генеральный секретарь кисти художника Налбандяна спел два куплета песни «В лесу родилась ёлочка», причём страшно фальшивил. Однако зрители не заметили «осечки» и наградили гастролёршу бурными аплодисментами.
Далее Сакс и Иванова читали лекцию о «вита-арте». Самыми прос-тыми словами в тексте выступления были: «экспрессивная визуализация квазиконституциональной фичи», но это не охладило восторга наивных ярославцев. Ещё бы, ведь попутно петербурженки то заставляли плясать пастушек на гобеленах, то двигали взглядом бронзового Будду, которого на глазах зрителей с трудом внесли в зал три грузчика. Но внезапно шоу прервалось самым драматическим образом!!! В момент (случайно запечатлённый нашим фотографом – см. снимок), когда ничего не подозревавшие зрители аплодировали очередному «чуду», дикого вида бронзовая статуя бросилась на беззащитных людей! Началась паника, Сакс и Иванова первыми спаслись бегством не только из зала, но и из города.
К моменту прибытия милиции статуя вернулась на постамент, и уголовное дело не было возбуждено за отсутствием состава преступления, поскольку никто не мог доказать, что статуя вообще двигалась. Письмо из Петербурга оказалось искусной подделкой. Однако, когда два дня спустя корреспондент «Северного края» попытался взять у персонала выставочного зала на Максимова интервью о сути «вита-арта», то ему (не «вита-арту», а корреспонденту) пришлось спасаться бегством. Этот факт многое говорит о тернистых путях развития современного искусства. Разумеется, только тем, кто не лишён художественного вкуса.
Северный край
Поделиться
Комментировать