В Казани состоялся вечер космической поэзии

16 октября 2021 года в казанском Музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина была представлена программа вице-президента Международного Центра Рерихов, члена Президиума Ярославского областного отделения ВООПИиК Сергея Скородумова под названием «Космос русской поэзии». Его выступление сопровождалась показом слайдов и чтением стихотворений.


Открывая вечер, председатель Татарстанского рериховского культурного объединения Борис Зайцев отметил, что мероприятие стало продолжением работы лектория «Держава Рериха», который успешно проходил в Казани до начала пандемии и в настоящее время возобновил свою работу.

В своем выступлении Сергей Скородумов обратил внимание на удивительную красоту звездного неба. Его тайны с древних времен привлекали внимание человечества. Пробуждая мысль, они звали в неведомую даль. Космическим мироощущением проникнуты русские легенды и сказки.

Именно России предстояло стать первой в освоении космического пространства: первый полет человека в космос, первая женщина-космонавт, первый выход в открытый космос. «Может быть, это произошло именно потому, что о космосе люди думали и мечтали в течение многих столетий?», – предположил лектор.


Российские мыслители на протяжении веков формировали космическое мировоззрение. Его основу заложил еще в XIV веке преподобный Сергий Радонежский. Идеи Святого Сергия о необходимости общинного построения жизни по законам духовного космоса дали главное направление развитию русской мысли. «…Именно энергетическое поле Культуры, созданное Сергием, послужило дальнейшему развитию русской мысли. На этом поле в XIX веке вызрела та русская литература и то русское искусство, которые послужили импульсом для развития процесса, завершившегося Духовной революцией», – пишет академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского Людмила Васильевна Шапошникова. И произведения творцов Золотого века поэзии, таких как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев и других, являются подтверждением этих слов.

Творческое вдохновение помогает мастерам слова с помощью мысли восходить в пространство реального Космоса и отражать его красоты в своих произведениях.

Федор Иванович Тютчев написал такие строки:

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены

 «В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом…», – эти строки принадлежат Михаилу Юрьевичу Лермонтову.

Именно такими словами могли описать свои впечатления люди нашего времени, увидевшие планету из космического пространства, а не поэты XIX столетия.


В начале XX века заметно усиливается взаимное тяготение России и Индии. Большой интерес к индийской культуре, основанной на космическом мировоззрении, проявили русские писатели. Важную роль во взаимодействии традиций сыграла переписка Махатмы Ганди и Льва Толстого. И конечно же, индийские мотивы появляются и в русской поэзии.

Взгляды, характерные для философии Индии, мы находим, например, у классика белорусской литературы Максима Богдановича. В стихотворении, посвященном своему другу Диодору Дебольскому, с которым он вместе учился в ярославской гимназии, поэт размышляет:

Быть может, вправду путь житья
Идет по кругу, друг,
И я из недр небытия
Не раз рождался как дитя,
Пройдя нелегкий круг.

Быть может, вечна жизни нить,
И ей, настанет срок,
Дано конец с началом свить,
Чтоб снова все мне пережить,
Пройти еще виток!..

 Еще один поток передовой философской мысли, лежащей на пути синтеза традиций России и Индии, связан с именами наших выдающихся соотечественников – семьей Рерихов и их предшественницей Еленой Петровной Блаватской.

Деятельность всемирно известного художника, философа, путешественника Николая Константиновича Рериха и его семьи стала вершиной российско-индийских культурных связей.

Николай Константинович отразил философию космической реальности в своих художественных произведениях, в научных трудах, а также в литературном творчестве и, в частности, в великолепных, глубочайших по своему значению стихотворениях.


В 1921 году была опубликована книга Н.К.Рериха «Цветы Мории», куда вошли поэтические произведения 1907–1921 гг.

Познакомимся с одним из них. Это стихотворение «Не закрой!», написанное художником в 1916 году.

 

Над водоемом склонившись,
мальчик с восторгом сказал:
«Какое красивое небо!
Как отразилось оно!
Оно самоцветно, бездонно!» –
«Мальчик мой милый,
ты очарован одним отраженьем.
Тебе довольно того, что внизу.
Мальчик, вниз не смотри!
Обрати глаза твои вверх.
Сумей увидать великое небо.
Своими руками глаза себе
не закрой».

В начале ХХ века в России начинается Серебряный век культуры, который ознаменовался грандиозным прорывом в осмыслении связи между человеком и Вселенной. Космическое мироощущение проявило себя в науке и искусстве – в музыке, живописи, литературе и, конечно же, в поэзии.

Русские философы Серебряного века – Николай Бердяев, Павел Флоренский, Сергий Булгаков, Иван Ильин, Владимир Соловьев и другие – в своих трудах рассматривали связь внутреннего мира человека, энергетики его духа с окружающим миром, космосом, осмысливали процессы космической эволюции человечества. В пространстве науки творили такие выдающиеся великие ученые, как Владимир Вернадский, Александр Чижевский, Константин Циолковский.


Они утверждали, что научная деятельность, техническое освоение Космоса определяются созвучием с принципами культуры. То есть научно-технический прогресс не должен идти вразрез с духовными законами, действующими во Вселенной. Александр Чижевский написал стихотворение «Мы – дети Космоса». Именно гениальному ученому принадлежит эта фраза, давшая название международному конкурсу детского рисунка. Работы из собрания Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих по итогам конкурса «Мы – дети Космоса» сейчас проходит в казанском Музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина.

 

Мы дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитными в одном,
Что в каждой точке мир – весь мир сосредоточен…
И жизнь – повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества – от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая.

 Выдающиеся поэты А.Блок, Н.Гумилев, В.Брюсов и другие выразили в своем творчестве новое мировоззрение – своими стихами они слагали ступени духовной эволюции общества.

Александр Блок с помощью поэзии передал внутреннее звучание вселенной в своей душе, а также ощущение космических ритмов:

Всё бытие и сущее согласно
В великой, непрестанной тишине.
Смотри туда участно, безучастно, –
Мне всё равно – вселенная во мне…
 Поэтические произведения содержат глубочайшие философские размышления, и поэзия может стать методом познания действительности. Порой поэт в одном стихотворении описывает философскую проблему, достойную целого трактата.

В стихотворении Николая Заболоцкого, который переписывался с Константином Эдуардовичем Циолковским и интересовался его взглядами, есть такие строки:

 

Мир однолик, но двойственна природа,
И, подражать прообразам спеша,
В противоречьях зреет год от года
Свободная и жадная душа.

Не странно ли, что в мировом просторе,
В живой семье созвездий и планет
Любовь уравновешивает горе
И тьму всегда превозмогает свет?

Недаром, совершенствуясь от века,
Разумная природа в свой черед
Сама себя руками человека
Из векового праха создает.

 Космические мотивы встречаются подчас в стихах поэтов, которых обычно не приято ассоциировать с этой темой. Например, в произведении «Звезды» Сергея Есенина:

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

 И совершенно удивительны и неожиданны есенинские строки стихотворения «Иорданская голубица»:

Братья мои, люди, люди!
Все мы, все когда-нибудь
В тех благих селеньях будем,
Где протоптан Млечный Путь.

О единстве микро- и макрокосмоса размышляет Валерий Брюсов в своем стихотворении «Мир электрона»:

 

Быть может, эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков

 

В стихотворении Арсения Тарковского, который общался с академиком Владимиром Вернадским, показана грандиозная связь человека и Вселенной:

 

Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звёзд.
Я между ними лёг во весь свой рост –
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост

 

В советское время, когда существовала единственная материалистическая идеология, осмысление космического предназначения человека представляло для поэтов большую сложность. Но и этот период в истории нашей страны дает примеры глубочайших прозрений мастеров слова.

Рассуждая о своих ушедших друзьях и о быстротечности жизни, Самуил Маршак пишет:

 

… Здесь, на земле, вы прожили так мало,
Но в глубине открытых ваших глаз
Цвела земля, и небо расцветало,
И звездный мир сиял в зрачках у вас.

За краткий век страданий и усилий,
Тревог, печалей, радостей и дум
Вселенную вы сердцем отразили
И в музыку преобразили шум

 

Поэты поднимались к высотам философского осмысления Космоса и человека, как в стихотворении Дмитрия Голубкова:

 

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается и кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная

 

О взаимосвязи всего сущего говорит стихотворение Льва Куклина «Водоворот»:

 

Все в мире цепью связано нетленной.
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок,
а где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется – и умрет

 

В этом четверостишии ощущаются и мотивы философии всеединства Владимира Соловьева, и идеи ноосферы Владимира Вернадского, и современные экологические представления.

Русская поэтесса, переводчица, литературовед Зинаида Миркина прекрасно чувствовала мир Высшей реальности и смогла передать свои ощущения в творчестве. Вот одно из ее удивительных стихотворений:

 

Я включена в единый ритм
Вселенских стихнувших молитв…
Я включена в единый зов
Вдали рассыпанных миров.
В единый тыщеустный хор,
Собой заполнивший простор…
Я в этом мире не одна.
Я в сонм созвездий включена

 

Как долго будет востребована поэзия? На этот вопрос попытался ответить ученый и писатель Иван Ефремов в своем романе «Туманность Андромеды», действие которого происходит в очень далеком будущем через несколько тысячелетий.

По сюжету романа герои повествования читают стихи на могиле древнего поэта:

 

Гаснут во времени, тонут в пространстве
Мысли, событья, мечты, корабли...
Я ж уношу в свое странствие странствий
Лучшее из наваждений земли

 

Эти стихи принадлежат перу Максимилиана Волошина. Высокая поэзия и литература сопричастны Вечности и носят на себе ее отблеск.

Создается впечатление, что настоящие поэты живут одновременно в двух мирах, земном и Высшем, что требует неимоверных усилий духа.

 

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами

 Эти строки принадлежат философу и поэту Владимиру Соловьеву.

Труден подвиг восхождения к духовным высотам человеческой мысли. Но он совершается ради того, чтобы через Красоту и творчество принести в земную жизнь энергии миров более высокого состояния материи и слагать тем самым ступени космической эволюции.


Сергей Скородумов отметил, что на встрече с казанцами удалось лишь прикоснуться к Вселенной творчества русских поэтов. Он выразил надежду, что после мероприятия у зрителей возникнет интерес к космической поэзии, и они начнут более глубоко знакомиться с этим уникальным и необъятным явлением русской культуры.

 

   

Поделиться
Комментировать