Усадьба на пороге новой жизни

В комплексе зданий бывшей библиотеки Энгельса на Крестовой, 84 проходит первый этап реставрационных работ. Через три года арендатор откроет здесь новый частный музей. Год назад библиотекари погрузили в машину последнюю связку книг, захлопнули за собой двери и уехали. В окнах погас свет, а на воротах появился замок. И вот в нарядном особнячке на Крестовой вновь закипает жизнь. Кованую калитку, ведущую в усадьбу, открывает архитектор-реставратор Наталья Гончарова. По-хозяйски радушно приглашает войти. Это ее очередной объект, над которым она будет работать на протяжении не одного года.


Напомним, что в марте комплекс зданий усадьбы Наумовых-Переславцевых, а это главный дом, амбар, старый и новый флигели, был передан в безвозмездную аренду на 49 лет. Главное условие сделки — памятник должен быть отреставрирован. Сроку дано — три года. Новым хозяином стал Олег Жаров — ярославский бизнесмен, у которого уже есть успешный опыт в возрождении старины и создании музеев в селе Вятском. В народе говорят, что рыбинскому историческому памятнику с ним очень повезло. В планах у арендатора — организовать на этих площадях интерактивный музей, выставочный зал, да и просто вернуть городу красоту былых веков. Но это еще только в будущем, пусть и обозримом. А пока идут исследования, на объекте трудятся инженерно- геологические службы. Это важный этап реставрации, предваряющий разработку проектно-сметной документации.
- На подготовку проекта отпущен год, мы будем к этому стремиться. Первое, что предстоит — это исследования. Они включают инженерно-геологические изыскания по фундаментам, обследования перекрытий, состояния кровли, кладки стен. В «архитектурную» часть входят исторические исследования, будут подняты все исторические материалы в архивах, произведены обмеры зданий, а также всех элементов декора, — говорит Наталья Гончарова.
О части уже проделанной работы напоминают несколько шурфов, заложенных в разных местах у фундамента зданий.
- Шурфовка произведена на проблемных участках, чтобы выяснить необходимость работ по усилению фундаментов и установить причины некоторых просадок, — поясняет руководитель проекта реставрации, — также выполнена топосъемка участка.
Исследования планируется завершить к концу этого года, но уже сейчас главному дому ансамбля архитектор ставит твердую пятерку за сохранность:
- Этому зданию очень повезло в том плане, что оно почти сразу, в тридцатые годы, отошло к библиотеке. Его минула участь деления на клетушки коммуналок. И к тому же его мало ремонтировали (не считая противоаварийных работ и замены кровли в девяностые и в двухтысячных). Учреждения культуры, как мы знаем, финансируются по остаточному принципу. И это тот редкий случай, когда счастье не в деньгах, а в их отсутствии.
энгельсаТакая сохранность — настоящий подарок для реставратора, готовящий много интересных открытий.
- Я всегда стремлюсь к реставрации один в один. Нынешний арендатор в этом тоже заинтересован и готов вложить деньги в восстановление данного объекта. И получится не хуже, я уверена в этом, чем при реставрации вокзала. В интерьере есть за что зацепиться! — Наталья Николаевна проводит нас внутрь особняка по узкой и довольно-таки крутой деревянной лестнице, попутно обращая внимание на лепнину в готическом и классическом стилях.
- Вот посмотрите: в кабинете на дверях даже ручки родные сохранились! — поглаживая изящный бронзовый раритет, восклицает она.
Но, конечно, главное, что неотвратимо притягивает взгляд, так это уникальная потолочная живопись в главном зале на втором этаже. Во всяком случае, в нашем городе такой больше нет нигде. Роспись плафона в духе эпохи Людовика XIV — стилистический анахронизм в особняке постройки середины 19 столетия. И это, скорее всего, не печать провинциальности, а отражение вкусов хозяина. А он, то есть купец второй гильдии Иван Андреевич Наумов, по воспоминаниям писателя Аксакова, был «богач страшный, немножко раскольник», и значит, мог себе позволить любое «ретро». Состояние былых красот, сразу видно, не блестящее: кое-где среди пышных букетов и замысловатых виньеток затесались нехудожественные следы протечек, паутинки трещин. Но тем не менее именно живопись ставится во главу угла при реставрации интерьеров, и под нее уже совсем скоро будут заводиться конструкции. Восстанавливать росписи приедут живописцы из Ярославля, по словам Натальи Гончаровой, это самые сильные реставраторы в области. По задумке нового хозяина, все должно быть безупречно — здесь разместятся залы для приема гостей, будут устраиваться различные мероприятия, на которых люди могли бы устроить себе праздник, насладиться красотой.
Еще одна выдающаяся деталь интерьеров — искусственный мрамор, которым облицованы стены в бывшем читальном зале. Он тоже более характерен для убранства конца 18 столетия.
- Есть подозрения, что и в зале, где был абонемент, стены тоже были из искусственного мрамора. На этот предмет будем делать зондажи, — уже планирует работы Наталья Гончарова. — Кроме того, будут вскрыты покрытия полов. Под линолеумом ясно читаются плашки паркета. Какая покраска была первоначально в помещениях, нам тоже еще предстоит узнать.
Определились и весьма сложные, проблемные моменты. Они касаются других объектов усадьбы, в частности — амбара.
- Под зданием проходит теплотрасса. Из-за неравномерности прогревания фундамента пошла просадка, сгнил пол внутри помещения. Чувствуете запах сырости и плесени? — реставратор открывает широченные ворота дома с колоннами. (Изначально это был каретный двор, отсюда и такие грандиозные дверные проемы). И продолжает:
- С этой проблемой мы вышли на администрацию города, где активно прорабатывается вопрос о выносе теплотрассы за пределы здания.
Когда плесень будет побеждена, полы переложены и поставлен последний штрих в реставрационных работах, здесь разместится галерея. В новой части флигеля — интерактивный музей, какого еще нет в городе. А в старой — административные службы музея. Среди возрожденной старины найдется место и современным технологиям. Если получится, музейный комплекс переведут на автономное газовое отопление.
С точки зрения сохранности экспонатов и экономии средств на коммунальный ресурс, намерение логичное. Этот вопрос сейчас решается на уровне городских властей. Однако нововведения никак не должны повлиять на восприятие исторического облика усадьбы — в этом кредо реставратора.

Рыбинские известия
Поделиться
Комментировать