УЕДИНЕННЫЙ ПОШЕХОНЕЦ. Литературно-краеведческое приложение

КРАСНАЯ И БЕЛАЯ КНИГИ ЯРОСЛАВСКОЙ ИСТОРИИ В канун нового года, на очередном пленуме ярославской областной организации ВООПИиК, прошла презентация новой книги «Объекты культурного наследия Ярославской области, обретения и предостережения. Белая книга, Красная книга». Содержание ее посвящено состоянию памятников архитектуры в городе и области.

КРАСНАЯ И БЕЛАЯ КНИГИ ЯРОСЛАВСКОЙ ИСТОРИИ

В канун нового года, на очередном пленуме ярославской областной организации

ВООПИиК, прошла презентация новой книги «Объекты культурного наследия Ярославской области, обретения и предостережения. Белая книга, Красная книга». Содержание ее посвящено состоянию памятников архитектуры в городе и области.

Над составлением книги работал бывший директор департамента культуры, а ныне активный участник ярославской областной организации

ВООПИиК Юрий Иосифович Аврутов. Идея ее написания зародилась давно, и наконец в прошлом году был выигран грант на ее издание. Цель этого издания - обратить внимание людей на состояние памятников архитектуры в городе и области. Оно включает в себя две книги: Белую, где приведено описание объектов культурного наследия после реставрации, и Красную с описанием архитектурных памятников, находящихся под угрозой уничтожения. В основном в книги включены памятники архитектуры со статусами федерального и регионального значения. Описания памятников снабжены краткими историческими справками о времени построения памятников и их владельцах в прошлом.

Эти издания являются продолжением серии изданий ярославской областной организации охраны памятников, выпущенных в предыдущие годы. Так, в 2007 году в редакции журнала «Наследие народов Российской федерации» был выпущен альманах «Памятники отечества», история которого ведется с 1980 года. Очередной выпуск альманаха, посвященный Ярославской земле, так и называется - «Земля Ярославская». На страницах сборника были размещены материалы по истории городов и населенных пунктов Ярославской области, о состоянии их памятников архитектуры. В нем также освещены проблемы культурного наследия, сохраняющиеся сейчас в регионе. Рассказывается о просветительской работе, проводимой общественными организациями по возрождению народных традиций в Ярославском крае.

В 2008 году уже ярославским городским отделением ВООПИиК была выпущена карта Ярославля «Город Ярославль, усадьбы исторического центра». С ее помощью жители и гости города теперь смогут пройти по улицам исторического центра города и найти объекты культурного наследия, снабженные информативными табличками о времени строительства памятников архитектуры, об их владельцах, а также, прибегнув к услугам телегида, узнать историю этих зданий более подробно.

В том же году в рамках исторической серии «Страницы истории» ярославской областной организацией ВООПИиК была выпущена книга «Диево-Городище», автором которой стал историк, краевед, архитектор-реставратор Дмитрий Кшукин. В этой книге подробно рассказывается об истории села Ярославского района - Диево-Городище, где к настоящему времени сохранилось много интересных архитектурных комплексов, живописно вписавшихся в природный и исторический ландшафты. Исследования истории этого села и сейчас продолжаются автором, и есть уже новые открытия. Также благодаря его усилиям в селе Диево-Городище был создан краеведческий музей, экспозиция которого теперь ежегодно обновляется.

В очередном издании 2012 года, которое по праву можно назвать научным, в разделе «Белая книга» представлены примеры правильного, обоснованного подхода к реставрации исторических зданий в современных условиях без нарушения исторической достоверности архитектурных деталей строений. Актуальность выхода этой книги связана и с тем, что зачастую, в связи со смягчением требований к реставрации исторических зданий, под предлогом сохранения памятников архитектуры, их частными владельцами допускаются всевозможные нарушения: надстройки и пристройки к несущим конструкциям исторических зданий, изменения форм крыш, надстройки мансард, нарушения архитектурного декора зданий. Такие губительные для памятников архитектуры действия являются грубым нарушением законодательства об объектах культурного наследия и преследуются по закону. Для того чтобы провести правильную реставрацию зданий, нужны силы профессиональных реставраторов, поэтому в конце каждой исторической аннотации к объектам культурного наследия, описанным в книге, приведены сведения о них. Так, подготовка подавляющего большинства научно обоснованных реставрационных проектов, раскрытых в книге, велась на базе архитектурной фирмы «Стройреставрация» под руководством опытного архитектора-реставратора В.И. Сафронова. Все они были реализованы в настоящее время и сейчас радуют глаза жителей и гостей города Ярославля.

Внимание автора издания «Объекты культурного наследия Ярославской области, обретения и предостережения» Ю.И. Аврутова в разделе «Красная книга» было сосредоточено и на памятниках архитектуры, которые ныне уже утрачены или ждут срочной реставрации. В этом разделе автор обращается к тем, кому не безразлична судьба памятников, кто готов оказать посильную помощь в их сохранении и восстановлении. Также автор раскрывает причины разрушения памятников архитектуры и монументальной живописи, тем самым подготавливая научную основу реставрационных работ для будущих специалистов в области реставрации памятников.

Сергей КРЫЛОВ.

Фото Виктора ОРЛОВА.

Я ВЕРЮ В БЕРЕЗУ, Я ВЕРЮ В РОССИЮ...

Строки из песни Владимира Трошина на слова замечательного поэта Александра Сергеевича Гаврилова (1948-1983) стали лейтмотивом литературного вечера, который состоялся в день его рождения, 18 января, в стенах ростовской гимназии имени А.Л. Кекина. Поэту исполнилось бы 65 лет. Как сказал писатель Николай Родионов, из них он прожил всего тридцать пять, за которые успел стать не только самым молодым членом Союза писателей СССР, но и признанным поэтом.

Его творчество заметили и отметили Евгений Евтушенко и Лев Ошанин. Жизнь поэта разнообразна и непроста, отчасти трагична. О ней хорошо написал друг и коллега Александра Гаврилова Борис Сударушкин. Его воспоминания опубликованы в книге стихов Александра Гаврилова «У любви не бывает разлуки», изданной к 60-летию поэта в 2008 году.

Гавриловские дни в МОУ гимназии имени А.Л. Кекина города Ростова с 17 по 22 января 2013 года включали и творческие конкурсы. Завершались юбилейные мероприятия подведением итогов и традиционными Гавриловскими чтениями, идея проведения которых возникла в 2006 году.

Праздник собрал любителей поэзии Саши Гаврилова, его родственников, друзей детства, собратьев по перу, педагогов, поэтов, журналистов, работников библиотек. Старшеклассники гимназии, выпускником которой он был, подготовили музыкально-поэтическую композицию и презентацию о жизни и творчес-тве юбиляра. Вела встречу заместитель директора гимназии, заслуженный учитель РФ Тамара Ивановна Фарафонтова, учитель русского языка и литературы, победитель Всероссийского конкурса (2008 года), проводимого в рамках нацпроекта «Образование».

Замечательны традиции ростовской гимназии, где помнят и чтят память выпускников. Руководитель школьного краеведческого музея гимназии Татьяна Владимировна Жданова рассказала о результатах поисковой работы за 2012 год. Выступления родных и близких Александра Сергеевича, друзей детства открыли много новых и интересных фактов из жизни поэта-земляка. Сотрудники Центральной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова города Ярославля поделились своим опытом, напомнив, что читателям ярославских библиотек хорошо знакомо имя Алексадра Гаврилова. В Лермонтовке есть книги с его автографами. Совсем недавно в библиотеке побывал Леонид Валерьевич Муравьев, двоюродный брат Александра Сергеевича Гаврилова, который предоставил интересный неопубликованный материал, подготовленный родным братом Леонида - Николаем Валерьевичем Муравьевым. Получилась готовая книга воспоминаний об Александре Гаврилове с семейными фотографиями, историей жизни его потомков, родителей и близких родственников, которая раскрывает жизнь поэта и истоки его редкого творческого дара.

Наталья ФОНДО.

ВСЕ БЫЛО В НЕЙ:

ДУША, ТАЛАНТ И КРАСОТА

Актриса Петербургского императорского Александринского театра Варвара Николаевна Асенкова прослужила на сцене всего шесть лет, но за это время успела стать украшением русского театра.

КОШКАРОВ

Мало кому известно, что ее отец Николай Иванович Кошкаров был владельцем имения Щедрино Ярославского уезда, в приходе церкви Иоакима и Анны села Лучинского, что неподалеку от Московского шоссе. Он происходил из известного в Пензенской губернии дворянского рода.

Н.И. Кошкаров служил в старейшем гвардейском Семеновском полку во время войны 1812 года, принимал участие в сражении при Бородине, Тарутине, Малоярославце. В зарубежном походе 1813 - 1814 годов форсировал реки Неман, Вислу, Одер, Эльбу, Рейн, участвовал в сражениях под Люцином, Бауцином, Кульмом, Лейпцигом и при взятии Парижа.

СЛАВА, НАГРАДЫ, ПОЧЕСТИ И … ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Девушку звали Александрой, и происходила она из крепостных помещика Станкевича. Ее отец, грек по национальности, еще мальчиком был вывезен из Константинополя, выучился и стал управляющим имения своего хозяина. Фамилия у него звучала необычно - Сосионкин. В театральном училище, где училась Александра Егоровна, ее стали звать Сасенковой. А потом новая фамилия превратилась в сценическое имя - Асенкова. Работала она в труппе Кушелевского театра под руководством князя Шаховского, выступая в амплуа субреток в комедиях вместе с Сосницким, Брянским, Рамазановым, Степановой и многими другими актерами.

Влюбленные жили не венчанными, в 1817 году у них появилась дочь, ее назвали Варей.

Но случилось непредвиденное. В 1820 году Семеновский полк, где служил Кошкаров, взбунтовался, и виновных офицеров Вадковского, Кошкарова, Ермолаева в апреле 1822 года по приговору суда лишили чести, имений и приговорили к смертной казни. Майора Щербатова, внука известного сенатора и ярославского дворянина М.М. Щербатова, лишили чина, орденов, княжеского достоинства и подвергли телесным наказаниям и ссылке.

Но неожиданно приговоренных к смерти помиловал уже другой император - Николай I. Кошкарова освободили от дальнейшего содержания под следствием и сослали на Кавказ в Карабинерский полк, «дабы дать ему случай загладить свой поступок».

В Ярославле он появился в 1837 году и поселился со своей женой Александрой Ивановной Молчановой в сельце Шадрине, или Федоровском, как тогда его еще называли.

До того момента вряд ли кто лично из ярославцев был с ним знаком. Но многие слыхали о бравом офицере и рады были бы с ним познакомиться.

Его имение соседствовало с поместьем Варино Ефима Карновича - частым гостем бывал он и в другом его имении Пятницкая гора.

ВАРВАРА

У его дочери Варвары жизнь сложилась не менее драматично.

После суда воспитание девочки взял на себя приемный отец бывший штаб-ротмистр уланского полка Павел Николаевич Креницын. В отставке он поступил в контору Петербургских театров, где руководил развозкой актеров и учеников театрального училища. Теперь он катал в каретах по улицам Петербурга Варю и еще четырех младших детей, нажитых в гражданском браке с Александрой Егоровной.

Когда пришло время, Варя поступила в пансион. Потом не более года была в театральном училище, откуда ее исключили за неспособность к актерскому мас-терству. В одно прекрасное утро тогдашний директор училища князь Гагарин встретился с ее матерью и сказал ей: «Вы сами талантливая актриса, но у дочери вашей нет никакой способности для сцены; возьмите ее лучше теперь же из школы, а если она в ней пробудет еще несколько лет, то выйдет отсюда на самое ничтожное жалование и будет какой-нибудь жалкой статисткой, что, конечно, не может быть вам приятно».

После неудачного пребывания в театральном училище и нелестной характеристики для своей дочери Асенкова обратилась за помощью к опытному актеру Ивану Ивановичу Сосницкому. Начались частные занятия по актерскому мастерству, но и здесь в течение года у девушки особых способностей не проявилось.

В 1835 году Варя успешно выступает в бенефисе Сосницкого, и дебют прошел блестяще. Она играла роли первых любовниц в драмах, комедиях и водевилях. Особенно была очаровательна в ролях мальчиков.

За успехом последовали новые спектакли и всеобщее признание. Однако ухаживаний поклонников она избегала, как избегала театральных сплетен и интриг.

Среди поклонников Асенковой был и Павел Воинович Нащокин - один из ближайших друзей Пушкина.

Пытаясь быть ближе к Асенковой, влюбленный повеса пошел на невероятную хитрость: переоделся в женское платье и устроился к актрисе горничной. Обман быстро раскрылся, и разгневанная мать Асенковой выгнала проказника прочь. На память о любимой девушке у Нащокина осталась золотая нить, тайно похищенная из сценического костюма Вари.

Лишь один Пушкин относился к ее таланту холодно. Известен такой случай. Однажды в конце одного из спектаклей публика бурно аплодировала актрисе, а Пушкин оставался равнодушным. Заметив это, сосед по ложе спросил поэта, почему тот не аплодирует. Пушкин ответил: «Вы знаете, я сейчас дам вам оплеуху, но делать этого не стану, ибо присутствующие в зале подумают, что я аплодирую Асенковой».

Актрису не обошел своим вниманием сам император Николай I. Он очень любил музыку: играл на флейте, ценил оперное и балетное искусство. Артистичному и эмоциональному, одаренному живым воображением, ему не могли не нравиться интересные женщины. А как можно было не заметить семнадцатилетнюю милую девушку с изящными манерами, приятным голосом, с прекрасным чуть бледноватым лицом, очаровательной улыбкой, высокой стройной фигурой. Николай появился за кулисами сразу после окончания следующего спектакля, а совсем скоро на квартиру Асенковых принесли бриллиантовые серьги. Так поползли первые сплетни о совершенно невинной актрисе, а дальше - немилость императора.

По своей сути царь был великодушным человеком, имел особую традицию в помиловании преступников, прощал всех осужденных за публичные оскорбления его достоинства. Личным обидам он не придавал никакого значения, полагая, что должен быть выше этого. Он мог попросить прощения у обиженного им офицера в присутствии всего полка.

По удивительному совпадению он помиловал отца Вари - Н.И. Кошкарова, но почему-то не смог простить девушке, отказавшей ему во внимании.

КОНЧИНА

Молодая актриса, отдавая всю силу своего таланта, смогла продержаться на сцене шесть лет. Ложь, грязные письма и обвинения, болезнь сделали свое дело. Не дожив пяти дней до своего полного бенефиса, она скончалась 19 апреля 1841 года двадцати четырех лет отроду. Ее роль сыграла другая актриса Надежда Самойлова.

Хоронили Варю на Смоленском кладбище при огромном скоплении людей, пришедших проститься с любимой, талантливой актрисой. Памятник Асенковой был сооружен по рисунку И.И. Сосницкого, над бюстом работали лучшие скульпторы - И. Витали и П.К. Клодт, выбив на камне слова поэта П.Г. Ободовского:

Все было в ней: душа,

талант и красота.

И скрылось все от нас,

как светлая мечта.

В 1938 году прах и могильный памятник актрисы были перенесены со Смоленского кладбища в музей-некрополь выдающихся деятелей русского искусства.

Александр БЕКЕЕВ.

Я ЖИЗНЬ СВОЮ СЛУЧАЙНО ПОДСМОТРЕЛ

28 января исполнилось 50 лет поэту Владимиру Перцеву. Он - автор четырех поэтических сборников. Его стихи неоднократно печатались на страницах «Уединенного пошехонца». Предлагаем вам стихи Владимира Перцева из его четвертой книги «Камень немоты», вышедшей в свет в 2011 году.

***

И яблоней, и тополей

громады

шумят ли плещут солнечной

листвой.

Ну вот и май прошел. И надо бы,

эх, надо

жить как-нибудь не так,

какой-нибудь иной,

неторопливой отрешенной

жизнью,

как предки жили. Впрочем,

где, когда

была такая жизнь? Не помню

и не мыслю.

Все наспех, набегу, все тлен,

все суета.

***

Помрачится ум земной

и пойдет бродить по свету

целый век, зимой и летом.

Как с напарником отпетым,

сам с собою, сам с собой.

Дождь припустит ли косой, -

плащ бродягу прикрывает.

Солнце светит - он зевает.

И бредет, куда не знает,

где обутый, где босой.

Останавливать бродяг

бесполезно, вряд ли стоит.

Сумасшедший он, не стоик.

Закажите лучше столик,

Впрочем, счастлив он и так.

В забытьи своем дневном,

в праздничном неузнаваньи,

в иностранной пестрой рвани,

отрешенный, как в нирване,

все оставил на потом.

Не живет своим трудом,

не ревнует капитала.

Жизнь его не измотала.

Только б власть не закатала

Сумасшедшего в дурдом.

***

Я город этот весь прошел до дна,

до откровенной наготы причалов,

где плещет в плиты тихая волна

и яхта одинокая, качаясь,

подчеркивает мачтой горизонт,

его пустынность, сонную

безбрежность.

Остановлюсь, вздохну,

открою зонт.

Приму и этот дождь,

и неизбежность,

всю зиму провести

в томительном плену

заснеженных дворов

и колокольных звонов.

На долгий срок как будто затону

в притихших временах, без дел,

без телефонов.

***

Я и прежде был тих

и теперь не нарушу беспечно

ни мечтаний твоих,

ни прудов застоявшихся вечность.

Никого не спасу

и не стану ни светом, ни чудом.

Только тихим присутствием,

мысль подтверждающим чью-то.

Только чуть отойду,

прикрываясь, теряясь и тая,

паутинам в саду

этот сад и тебя уступая.

Поделиться
Комментировать