Тайна тысячелетия – с чистого листа

Историю Отечества каждый из нас открывает для себя – да, с чистого листа, по семейному фотоальбому и школьному учебнику, по музейной экспозиции и киноэкрану. В таком контексте название нового документального фильма «Ярославль. Тайна тысячелетия» (автор проекта Ольга Миланова, ведущий – Михаил Асанкин) не выглядит банальным пиаровским ходом, когда в историческом прошлом ищут чего погорячее – прежде всего загадочные события, исчезнувшие сокровища, детективные сюжеты.

При том, что сценарную основу двухчасового видеоповествования составляет материал, какой иначе, как хрестоматийным и не назовёшь, в нём много, скажем осторожно, неожиданностей – приятных и совсем наоборот. Авторы по­старались, чтобы не смотрелся их труд пресной экранной лекцией. Тщательно отобранную фактуру вполне доходчивого и внятно звучащего текста ведущего оживляют летописные миниатюры, крупные планы иконных ликов, фрагменты храмовых росписей, старинные гравюры, карты городской планировки. Прибавим к этому документальную кинохронику и эпизоды художественных фильмов (например, из киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир»).
По первым впечатлениям не выглядят чужеродными и деликатные попытки костюмной реконструкции на темы средневековой истории Ярославля. Короткие игровые сцены, действующими лицами которых становятся стрельцы из государевой свиты или дело­производители из приказов «Совета всея земли» времён «ярославского стояния» ополченцев Минина и Пожарского, введены в сюжетную канву с таким чувством такта, что вопросы типа «а зачем это нужно?» по ходу просмотра не успевают возникнуть даже у самых придирчивых зрителей.
Жанру видеоэкскурсии по древнему городу, где история и современность зримо связаны сквозной интригой, авторы следуют до конца. В стоп-кадрах ведущего на набережных, на волжской Стрелке, у настенных росписей церквей Ильи Пророка и Иоанна Предтечи или на подворье заложенной повелением Петра I Ярослав­ской Большой мануфактуры безотказно срабатывает эффект нашего присут­ствия в иных исторических временах – к нему-то как к главной творческой цели, судя по всему, и стремились авторы фильма.
При этом стараются они не упускать возможностей обострить зрительское восприятие за счёт малоизвестных для широкой публики деталей. На такие выразительные штрихи особенно повезло главам с рассказом о городских слободах, о пребывании в Ярославле в 1613 году будущего первого выборного царя Михаила Романова, о зачинателях русского театрального дела Фёдоре Волкове со товарищи.
В последней из названных глав находим интересные и для самых сведущих знатоков старины напоминания о том, почему именно в Ярославле был похоронен смертельно раненый под Азовом сподвижник Петра Фёдор Троекуров, где на фасаде Знаменской башни вывешивали для обо­зрения горожан образец кафтана европейского покроя и какой (актуальный и для наших дней) девиз – «Слава трудом рождена» – можно прочесть на торговой марке первых владельцев ЯБМ Затрапезновых.
Правда, как раз нашим дням, ХХ веку, советской истории повезло в фильме заметно меньше. Авторы знакомят нас с деятелями революции Вячеславом Менжинским, сотрудником редакции «Северного края» в 1904 – 1905 годах, и Николаем Подвойским, отдают дань уважения знаменитому певцу Георгу Отсу, чья карьера начиналась концертами в ярославских госпиталях, и, конечно, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. Не оставлены без внимания и такие действительно значимые достижения молодой республики Советов, как получение в Ярославле первого в мире синтетического каучука, строительство комплекса производств ЯРАКа – резиноасбестового комбината, выпуск первой советской трёхтонки и первого троллейбуса.
Однако, и особенно по конт­расту с полновесными страницами древней и дореволюционной истории Ярославля, современность представлена в фильме в общем-то фрагментарно и однотонно. Так, например, сведения об «Арене-2000» или о новых крупных торгово-развлекательных цент­рах вряд ли, на наш взгляд, компенсируют трудно объяснимое умолчание авторов о проекте восстановления на Стрелке Успенского собора.
Тем не менее столь смелая попытка раскрытия в популярном видеоочерке «тайны тысячелетия» одного из старейших русских городов вызовет несомненный интерес не только у тех, кого мы называем прос­тыми горожанами (кому, соб­ственно, фильм прежде всего и адресован), но и в кругу специалистов – школьных учителей, вузовских исследователей, музейных хранителей. К слову, диск продаётся в офисе ООО «РПФ «Европа Плюс», в киосках ярославских музея-заповедника, художественного, истории города и Угличского историко-архитектурного и художественного.
Вот что в качестве комментария к премьере, состоявшейся в редакции «Северного края», услышали мы о замысле проекта от его инициатора Ольги Милановой:
– Наверняка не открою ничего нового, если скажу, что без знания истории своего Отечества, которая начинается от крыльца родного дома, храма вашего прихода, с улицы, где выросли, невозможно быть гражданином России, заботиться о её будущем, рассуждать о национальном самосознании, сохранять един­ство нации. Когда мы снимали этот фильм, то думали прежде всего о молодёжи, о неименитых горожанах, независимо от рода их занятий. Они – самые главные наши зрители. Может быть, познакомившись с этой работой, кто-то из них захочет с авторами поспорить или дополнить нас, кто-то – узнать свою родословную, обратиться в архивы, чтобы выяснить, не причастны ли и их предки к «тайне тысячелетия» родного Ярославля.
Северный край
Поделиться
Комментировать