СЫН БОЖИЙ В ЛАТАХ

В Ярославском художественном музее работает выставка «Сила веры и духа». На ней представлены иконы XVII - XVIII веков, посвященные событиям 1612 года, всего четырнадцать экспонатов. Они как будто вопиют о больших потрясениях, которые обрушились на Русь 400 лет назад. ЦЕНТРАЛЬНОЕ место занимает «Апокалипсис» - икона XVII века, иллюстрирующая сцены «Откровения Иоанна Богослова».

ЦЕНТРАЛЬНОЕ место занимает «Апокалипсис» - икона XVII века, иллюстрирующая сцены «Откровения Иоанна Богослова». Это редкий выразительный памятник, которого нет больше ни в одном музее. Реставрация образа, состоящего из четырех липовых досок и имеющего размеры 1 метр 78 сантиметров на 1 метр 53 сантиметра, велась целых пятнадцать лет. Последние годы над ним трудился художник Центра имени Грабаря Евгений Бучило, а в стародавние времена его писала целая артель мастеров. Скорее всего, находился образ либо в Успенском, либо в Спасо-Преображенском соборе. Наверняка об этом знали те, кто спас святыню от поругания в 30-е годы. Но как поступала со списками, да и с самими сотрудниками музеев новая власть, все отлично знают.

Изображения Апокалипсиса на иконах редки. Гораздо чаще их можно видеть на фресках. На этой иконе продемонстрированы стихи глав от 13-й до 20-й. Есть версия, что она была частью триптиха, полностью иллюстрирующего «Откровения». Особенно трудно было раскрыть золотые разгранки, которые ранее были испещрены текстами, но реставраторам это удалось.

Перед нами мир, лежащий во зле, погрязший в грехах: звери, змеи, выходящие из воды, из моря, и лжепророки, которые им вторят. Очень выразительно представлены кары небесные. И в то же время показано стремление людей освободиться от этих грехов. Со стен на нас глядят Артемий-воин, мужественный, сильный духом, преподобный Сергий Радонежский.

Привлекает внимание и другая икона - «Единородный Сын» конца XVI века. Христос в латах, вооружившийся от супостата, выглядит весьма необычно. Отдельно выделена зловещая Смерть, скосившая во время Смуты немало народу. Ярославцы увековечены и в раме для иконы «Богоматерь Казанская». Сам образ был утрачен, но оклад сохранился. По периметру в клеймах расписана вся история обретения ярославского списка. Здесь можно увидеть изображение Тутаева (Романова-Борисоглебска), разоренного литовцами, образ одного из вражеских воинов - Якова Любского, который взял икону и увез в Ярославль. Жители Романова хотели выкупить святыню у Любского, но тот не отдал икону, а некоторое время спустя сам принес ее ярославскому старосте Василию Лыткину.

В 1609 году во время разорения Ярославля поляками чудотворная икона сохранялась в церкви Рождества Христова. А романовцам передали список, который поставили в Казанской церкви. Кроме того, ежегодно чудотворный образ во время крестного хода переносили из Ярославля в Романов.

На снимках: икона «Единородный Сын» конца XVI века; заведующая отделом древнерусского искусства ЯХМ Виктория Горшкова.

Анастасия СОЛОВЬЕВА

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

Золотое Кольцо

Поделиться
Комментировать