Школа драматического искусства, «Мцыри»: культ формы

14 сентября в рамках XVII Международного Волковского фестиваля московский театр Школа драматического искусства представил ярославцам спектакль «Мцыри», поставленный режиссером и хореографом Константином Мишиным.
Он же, кстати, сыграл в спектакле главную роль. Точнее, одну из главных, ведь Мцыри здесь играют сразу три актера. Постановка Мишина до предела насыщена образами и символами. Действие совмещает элементы танца и боевых искусств. В музыкальном оформлении переплетаются духовные мелодии и стилизованные африканские песнопения, звуки виолончели и стук бамбуковых шестов. Декорации строятся на контрасте стерильно белых стен и мрачного блеска искореженного металла. Трое исполнителей роли Мцыри тоже неслучайны. Они воплощают разные ипостаси героя: перед зрителем Мцыри поверженный, Мцыри надеющийся и Мцыри борющийся. Они то разделяются, поочередно выходя на передний план, то сходятся в отчаянной борьбе друг с другом или с миром. По признанию самого режиссера, цель его работ – вернуть утраченную некогда взаимосвязь между вербальным и телесным. Однако органичного соединения не происходит. Подстраиваясь под жесткий ритм спектакля, плавный текст Лермонтова распадается на рубленые фразы, а то и вовсе отдельные слова и перестает восприниматься как единое целое. Смысл сказанного ускользает, как песок сквозь пальцы. К тому же, эпизоды поэмы перемешаны, а события, следовавшие одно за другим, вдруг сливаются и как будто происходят одновременно. В какой-то момент спектакль начинает напоминать сон или бред, что, впрочем, вполне соответствует состоянию героя. Сюжет поэмы тонет в море формальных приемов, однако и на уровне образов посыл спектакля достаточно прозрачен. Ценой немалых физических усилий режиссер и актеры разворачивают перед зрителями историю человека, который всем своим существом отчаянно рвется к духовной и физической свободе, но все-таки терпит поражение. Фото с официального сайта Волковского театра
Поделиться
Комментировать