Семинар «Авторская сцена». День 1. «Ловушка» Влада Граковского как психодрама

«Авторская сцена» поставила приступивших к работе над пьесами режиссеров в достаточно необычные условия. Мы привыкли к тому, что едва в конце пьесы поставлена точка, то это значит «автор сделал свое дело, автор может уходить». Дальше за дело берется театр.
Или, если точнее, режиссер, которого во главу угла поставил театр XX века, тот, кто не просто «организатор процесса», а автор сценического художественного целого.  На «Авторской сцене» драматург становится прямым если не соучастником, то наблюдателем всех этапов репетиционного процесса. Может вмешиваться в игру актеров, объяснять замысел, предлагать постановочное решение или музыкальное оформление. Всю неделю драматурги — Гульнара Ахметзянова, Катя Рубина, Влад Граковский, Роман Шабанов, Алексей Зайцев — сидели на репетициях. С первым результатом этого необычного режиссерско-драматургического тандема можно будет познакомиться уже завтра, 14 июня.
В 18.00 на Камерной сцене состоится первый показ. Пьеса Влада Граковского «ЛОВУШКА» первая испытает на себе последствия режиссерского произвола. Против которого драматург, впрочем, ничего не имеет. Написанная коротким «телеграфным» стилем, «Ловушка» позволяет вкладывать в реплики героев довольно емкие подтексты. История пестрит отсылками к кровавой истории Жиля де Ре (прообраз герцога Синяя Борода) и играет двусмысленностями: то ли у главного героя паранойя и бред, то ли и правда кругом враги, как в каком нибудь «Вторжении похитителей тел». Для Николая Шрайбера, выступившего режиссером, «клиничность» героя — своего рода бунт против норм, в которые его ставит социум, основная «ячейка общества». Не хотелось бы раскрывать все карты, но, к примеру, произошло «раздвоение» героини. Ее сыграют две актрисы, выступающие попеременно в зависимости от того, как меняется угол зрения главного героя, Кости.
Подобный прием не раз использовали драматурги-модернисты, опрокидывавшие зрителей в сознание своих героев. Существовал даже специальный жанр — «психодрама». Например в пьесе Велимира Хлебникова «Госпожа Ленин» личность героини распадалась на «голоса», органы восприятия (Голос зрения, Голос слуха, Голос осязания). А «В кулисах души» Николая Евреинова спорили и даже вступали в драку «я рациональное» и «я эмоциональное», в свою очередь раздваивались и второстепенные участники этого шоу: «эмоциональный» видел любовницу юной красоткой, а «рациональный» — дешевой потаскушкой и т.п.
Впрочем, так далеко наши режиссеры не собираются заходить. Их эксперименты разворачиваются преимущественно в рамках психологического театра, аберрации которого неисчерпаемы…
На фото: Анна Ткачева, Ирина Наумкина и Семен Иванов на репетиции "Ловушки"
http://www.volkovteatr.ru/2012/06/lovushka/
Поделиться
Комментировать