Публичная лекция Павла Михайловича Крючкова



Некрасовские дни продолжаются.
 5 декабря в библиотеке произошёл ещё один интересный разговор, посвященный наследию великого русского поэта. Публичную лекцию «Корней Чуковский. В России надо жить долго» читал Павел Михайлович Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир», старший научный сотрудник Дома-музея К. И. Чуковского (г. Москва).
Эти необходимые для информации сведения не передают удивительной харизматичности лектора. Собственно, его темперамент просматривался ещё до начала беседы, что называется, «до занавеса». Звучала музыка, Павел Михайлович радостно приветствовал гостей. Обратившись к слушателям, он сразу сказал, что предлагает собравшимся не публичную лекцию, а дружеский, но серьезный разговор о литературе, судьбе и творчестве писателя, которого знает каждый человек, говорящий на русском языке. Корней Иванович Чуковский – это наше детство с яркими книжками, где рассказывалось о том, как жил да был Крокодил, о Мухе-Цокотухе с позолоченным брюхом. Однако детской литературе Корней Иванович Чуковский посвятил всего пять лет своей творческой жизни. А более полувека отдал литературной критике, в частности, некрасоведению. В 20-е годы, по совету Короленко, он обратился к творчеству Некрасова. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова с научными комментариями (1926). Итогом многолетней исследовательской работы Чуковского стала книга «Мастерство Некрасова» (1952), за которую в 1962 г. автор получил Ленинскую премию. В своей монументальной работе он совсем по-новому представил всему миру Некрасова. Павел Михайлович объяснил, что Чуковскому бьл неинтересен революционный дух поэта, он ставил своей целью показать живой образ, раскрыть все стороны его поэтического мастерства. Радовала ли Чуковского награда? Как отметил П. Крючков, она помогла ему приспособиться к бюрократической системе советской литературы. И в его дневнике появилась запись: «Душная книга, написанная в душной стране». И тут же Павел Михайлович заметил, что все написанное, это лишь эмоции, присущие талантливой личности. На самом деле Чуковский любил Некрасова и знал его творчество досконально. Именно он открыл читателю его прозу.
Во время беседы предстал живой и правдивый портрет многогранной деятельности Корнея Ивановича. Слушатели узнали о травле писателя, о том, как одним словом Н. К. Крупской были на долгие годы запрещены все его работы, о его отношении к методике преподавания в советской школе, о его колоссальной работоспособности. Более того, гостям посчастливилось услышать голос Корнея Ивановича Чуковского. Лектор удачно подобрал отрывок, где писатель делится воспоминаниями о Виталии Собинове. И еще одна деталь, на которой остановился Павел Михайлович. Главной особенностью литературоведческих работ Чуковского было умение увидеть лицо писателя. В «Мастерстве Некрасова» - поэт живое существо, то удивительно родственно близкое самому автору, то неприятное, - но всегда живое. Именно поэтому советская общественность, не приученная разглядывать полутона в разнообразии жизни, относилась к литературным работам Чуковского критически. Крючков пояснил, что это вынуждало писателя постоянно идти на компромисс. Всю свою жизнь он скрывал свои взгляды и приспосабливался к действительности. Долгие годы Чуковский жил в писательском посёлке Переделкино. Сейчас это музей, открытие которого тоже было связано с большими сложностями. Павел Михайлович Крючков работает здесь с тех времен, когда посетителей принимали еще нелегально. Как он сам выразился: «Чуковский, Переделкино – это моя судьба».
Откровенно-доверительная беседа породила бурю эмоций в зале. Среди слушателей были и те, кто был полностью не согласен с размышлениями автора. Однако это не говорит, что беседа не состоялась. Наоборот, предложенная тема затронула всех «за живое», а значит, вызвала интерес. И это хороший знак. Ярославцы оторвались от телевизоров и испытали желание поговорить о литературе.

Поделиться
Комментировать