Поющий Евросоюз – у нас такого не бывало

Придётся сразу дать деловой совет тем горожанам, кому посчастливится сегодня попасть на открытие «Фестиваля Юрия Башмета в Ярославле». Нелишне бы им прихватить с собой что-нибудь успокоительное. А то как бы чего не вышло от переизбытка чувств. Сами посудите: на сцену Собиновского зала филармонии выйдут французская графиня, польская пани, немецкий майор, английский полковник, даже русский генерал плюс ещё с полдюжины высоких гостей - и впрямь целый «Европейский Союз».

Все эти господа, по нашим предположениям, примутся не просто отчаянно флиртовать, азартно танцуя и пикируясь, но и как мальчишки носиться по проходам, всячески подначивая зрительный зал. А главное, будут они петь соло и все вместе, со сцены и через головы зрителей сочинённые не кем-нибудь - упоительным Россини сногсшибательно виртуозные речитативы, а в финале ариозо на национальные мелодии своих великих держав.


Весь этот грандиозный ералаш (да не обидится на нас за такие слова маэстро Башмет) называется ярославской премьерой оперы «Путешествие в Реймс». С ней, сразу скажем, приключилась прямо-таки детективная история. Написал её классик по госзаказу, к дню коронации в старинном Реймсе французского монарха Карла X весной 1825 года.

Персонажами её стали граждане разных европейских стран. В едином музыкальном порыве все они соединяются под занавес. Видимо, это и подтолкнуло музыковедов наших дней скорее всерьёз, чем в шутку утверждать, что Россини «внедрил в своё произведение актуальную сегодня идею Евросоюза». Премьера в своё время прошла с бешеным успехом. А затем новинка... таинственным образом исчезла столетия на полтора.

До недавнего времени она считалась утерянной. Только теперь потомки классика сообразили, куда же она подевалась. Оказывается, автор просто включил её мелодии в партитуру другой оперы на французский сюжет - «Граф Ори». Нашлись энтузиасты, рассекретили уловку автора, не позволившего себе собственную музыку безответственно утерять.

Российской публике шедевр открыла Мириинка. В самом начале нового тысячелетия раритет впервые прозвучал в концертном исполнении силами академии молодых певцов под управлением Юрия Башмета.

Эту постановку с маэстро за дирижёрским пультом, участием камерного оркестра «Солисты Москвы», хора академии Мариинского театра и его солистов (чего стоит один Даниил Штода) сегодня на открытии четырёхдневного «Фестиваля Юрия Башмета в Ярославле» и оценят земляки Собинова.

Северный край

Поделиться
Комментировать