Обломов из Берлина проездом

Театральная жизнь Ярославля особой тишиной никогда не отличалась – всё-таки не просто город, а родина первого русского театра. Громкие премьеры и яркие фестивали – это прекрасно. Однако не всегда громкость события прямо пропорциональна его содержательности. Вдруг в почти никем не замеченном спектакле сверкнёт искорка истины, глубокая грусть наполнит душу, и невольно повторишь вслед за Николаем Васильевичем: «Скушно жить на этом свете, господа...»
Международный фестиваль в Волковском, гастроли Санкт-Петербургского, а затем Кремлёвского балетов, бенефис заслуженного артиста России Олега Челнокова в ТЮЗе,
30-летие театрального института... В этом многоцветном потоке визит Ильи Обломова в Ярославль для публики как-то потерялся.
В Ярославский камерный театр на спектакль «Обломов умер. Да здравствует Обломов!» собрались в основном бомонд, театральные и околотеатральные люди: узок круг этих искусствоведов... К чести Ярославля заметим, что и приглашённых оказалось достаточно, чтобы свободных мест в небольшом зале Камерного почти не было, однако обычный зритель «Обломова» практически не видел.
Спектакль играла труппа Русского театра города Берлина. В роли Ильи Обломова – выпускник Ярославского театрального института 1990 года Леонид Торкиани (на снимке). Импортировал Ярославль артиста, подарил Германии.
Когда я подошёл к Леониду после спектакля, актёр (мокрый, как мышь, от пота) сказал:
– Да ладно, улыбнись! Это же комедь!
«Комедь» про Обломова была, и правда, комичной, выдержанной в эстетике фарса, зрители из тех, кто пораскованней, смеялись от души.
Но другим, склонным к размышлениям, было не до смеха. Обломов был представлен как трагическая, цельная личность, жёстко противопоставившая себя суетному миру и этим миром съеденная. Шутки звучали как в блоковском «Балаганчике»: «Истекаю я клюквенным соком...»
Пересказывать подробности спектакля, которого большинство наших читателей не видели и вряд ли когда-то увидят, – смысл невелик, но о главном не сказать нельзя: актёры играли. Зрелище это, надо сказать, для ярославца несколько непривычное, завораживает.
После спектакля я опросил нескольких зрителей, намеренно выбирая людей разных возрастов, – «Обломов» задел за душу всех, даже шестнадцатилетнюю девочку, которая Гончарова сроду не читала и антитезу «Штольц-Обломов» не представляет в принципе. Да, в спектакле хватало и недостатков. Были шутки сомнительного уровня. Был лейтмотивом идущий напев «крюкообразность – мой девиз...», который лет 20 назад был вершиной авангарда, а сегодня воспринимается уже всего лишь как лёгкая «чернушка». Но актёры – играли. Многие уважаемые волковцы и тюзовцы учились в Ярославском театральном одновременно с Торкиани и в те времена подавали большие надежды, чем он. Однако сейчас игра тогдашних восходящих, а ныне благополучно взошедших ярославских звёзд оставляет смутное ощущение, что артисты работают через силу, как бы стараясь стряхнуть некую душевную дремоту, убедить в чём-то самих себя. А берлин­ский гость развлекается от души, и хотя Берлин – отнюдь не родина русского театра, выглядит заезжий актёр интереснее и, пожалуй, «русее».
Северный край
Поделиться
Комментировать