О кокошнике, епанечке, "юпке" и залоге

Заметки о материальной культуре ростовцев

Кокошник. XVIII в. Бархат, жемчуг, стекла в кастах, нить золотная; сажение по шнуру, шитье « в прикреп». Поступил в Ростовский музей от Алексея Леонтьевича Кекина 22 октября 1885 г. «Головной убор Прабабушки Анны Андреевны Кекиной, жены прадеда двоюраднаго ИванаГригорьича Кекина» // Музей Ростовского купечества. Экспозиция «Кекины: род, судьба, наследие».
Ростов, ул. Ленинская 32.
30 января 1796 г. в маклерскую книгу города Ростова было записано договорное заемное письмо, изложенное от имени ростовской посадской вдовы Анисьи Алексеевой Исаевой. Документ свидетельствует, что Анисья заняла у ростовского посадского Якова Иванова Ерышева денег 220 рублей, которые она обязалась вернуть в том же году, к 10 апреля. Вместо поручителей Анисья Алексеева заложила Ерышеву свои вещи. А именно: «кокошник жемчужный, две сниски жемчужные, епанечка штофная, полушубок золотой, полушубок штофный, теплый, юпка штофная, фата парчовая, фата штофная». При не выплате долга Исаева лишалась упомянутого заклада. На таких условиях Анисья Алексеева и предоставила Ерышеву заемное письмо.
Вдова была неграмотной. Вместо нее, по ее просьбе в договорном письме расписался ростовский купец Фадей Борисович Вереин. В маклерскую книгу рассматриваемое письмо, по предъявлению подлинника посадским Ерышевым, было записано под №13 маклером Алексеем Приваловым.
Жемчужный кокошник, еще бытовавший в Ростове, являлся не только украшением, но и весьма надёжным способом вложения денег, поскольку стоил весьма больших средств. При финансовых затруднениях его можно было заложить или дать напрокат на время праздников или свадеб, что могло принести семейству определённый доход. Епанча считалась также дорогим предметом гардероба. Ее шили из красного штофа, плотной шелковой материи с растительным орнаментом, которая ткалась специальным образом. При переплетении нитей на материале получались «разводы», особо заметные при игре света. Шили епанчу без подкладки и носили, накинув на плечи как мантию, завязав на шее бант из шелковых лент. Вещи из штофа стоили целое состояние. Поэтому в случае нужды крестьяне или посадские всегда могли заложить их, наравне с драгоценностью.
_____
Источники:
РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 2888.
ГМЗРК. Т-553; Т-3720.


Душегрея. Кон. XVIII – нач. XIX в. Парча, позумент, нить золотная, блестки, кружево металлическое; набойка, ткачество // Музей Ростовского купечества. Экспозиция «Кекины: род, судьба, наследие».
Ростов, ул. Ленинская 32.


Александр Морозов
Поделиться
Комментировать