«Нет, я не Тёркин, я другой»

Стихами, прозой, песней и языком жестов ветеран войны Василий Трофимов в преддверии Дня защитника Отечества провел в школе № 20 презентацию трех биографических книг.

 Это воспоминания автора о жизни в калужской деревне, крестьянском быте, обычаях, праздниках, о боях-пожарищах, о друзьях-товарищах в годы Великой Отечественной войны, о себе, семье, родных и знакомых людях, о любви к жизни и о стремлении делами и песнями сделать ее чуточку лучше.


02_Василий Трофимов- Василий Васильевич, а вас называли Василием Теркиным?


– Теркиным? Нет, не называли. В хоре ветеранов меня называли Васей Крючкиным – о нем звучала на концертах наша фирменная песня «Вдоль квартала». А на фронте, случалось, подшучивали: «Что ты, Вася, приуныл, голову повесил…» – пропел Василий Васильевич, резво пробежав пальцами по кнопкам баяна.


Это в девяносто-то лет такая резвость в пальцах и звучность в голосе!


– Бог одарил меня этим от щедрот своих. Мы с ним в один день родились.


– С кем?


– Мой день рождения 7 января – в Рождество Христово, – подмигивает мне Василий Васильевич, растягивая меха баяна:


«Эх, дороги… Пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян. Знать не можешь доли своей, может, крылья сложишь посреди степей».


Трижды сыграл он любимую, на стихи Ошанина, песню на презентации своих книг в школе № 20. Десятиклассники этой школы и пришедшие его послушать старшеклассники 6-й и 44-й школ ему подпевали. А что, здорово получилось: закаленный за полвека хоровым пением голос фронтовика (сейчас он старейший участник хора ветеранов «Россияне» ДК «Вымпел») удачно сочетался со звонкими молодыми голосами.


В годы боевой молодости Василий Трофимов пел под баян песни в часы затишья на солдатском привале. Ну прямо как Василий Теркин в поэме Александра Твардовского.


Трофимова роднит с Теркиным тот же разговорный стиль, этакая разухабистость никогда не теряющего духа солдата. В таком же ключе, когда автор режет правду-матку, выдержано повествование в трилогии «Снится мне деревня», «О боях-пожарищах, о друзьях-товарищах», «Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала». Две книги изданы в «Рыбинском Доме печати» в прошлом году, третья еще пахнет типографской краской.


05_Общий портрет на добрую памятьВасилий Васильевич взял книги в охапку и в канун Дня защитника Отечества поспешил к ребятам в школу № 20.


– Он наш друг и мудрый наставник, – охарактеризовала желанного гостя учитель английского языка Татьяна Одинцова, она же руководитель музея 234-й Ярославской Коммунистической стрелковой дивизии – одного из трех паспортизированных музеев средней школы № 20.


Нужно настроить ребят на патриотический лад – Василий Васильевич тут как тут. За словом в карман не полезет, скажет – в «яблочко» попадет. Если, рассказывая, пропустит что, так потом можно наверстать упущенное, прочитав на музейном стенде, персонально ему посвященном. Но ничто не заменит живого общения с фронтовиком, который наделен искрометным чувством юмора. Даже драматические моменты военной биографии он описывает с юмором:


«Во второй половине дня 18 февраля меня вызвал командир полка и приказал передать роту во 2-й батальон (из всего состава полка формировался один батальон), а самому отправляться в тыл, ждать выхода полка в резерв на формирование и пополнение.


Какая радость! Наконец-то можно помыться и выспаться. Бегу в расположение роты и — о, ужас! — вокруг меня рвутся снаряды — артобстрел. Рвется снаряд совсем рядом, и взрывной волной меня отбрасывает в какую-то яму. Лежу там, страха не испытываю. Вдруг замечаю, что кисть левой руки неестественно белая. Мелькнула мысль: оторвало руку (но боли никакой), плохо без руки, на гармони не поиграть, жить без руки – мучение, лучше бы убило. И вдруг шевельнул пальцами, они прекрасно шевелятся…»


Слушая отрывок рассказа из уст Василия Васильевича, ребята улыбались. Но улыбки тотчас померкли, когда, сделав паузу, далее он сказал, что в тот день, 18 февраля 1945 года, на плацдарме на берегу реки Бобер (это левый приток Одера) для него, молодого командира минометной роты, война закончилась. Осколок пробил левое предплечье и застрял между ребрами напротив сердца. Лейтенанта Трофимова отправили в санбат, а затем в тыловой эвакогоспиталь. Из госпиталя его выписали 12 мая 1945 года, когда уже наступил долгожданный мир.


Шутить и петь он любил на фронте между боями. А о том, что два года уроженец калужской земли, выпускник 1-го Тюменского военно-пехотного училища воевал с врагом всерьез, свидетельствуют боевые награды – медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды.


В благодарность за добрый прием и уважение Василий Трофимов спел для ребят и педагогов песню «Солнечный круг», используя мимику и жесты. Долгие годы он преподавал и директорствовал в Рыбинской школе-интернате для глухих детей. Так что, помимо русского и украинского языков, хорошо знает язык жестов. Но, конечно, не только словами, а главное — делами он доказывает всю жизнь: «Я люблю тебя, жизнь! И хочу, чтобы лучше ты стала».

Поделиться
Комментировать