На выставке картин Николая Константиновича Рериха в Казани представлена программа «Рерих и Русь»

14 декабря 2021 года в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани (директор музея – Розалия Миргалимовна Нургалеева) состоялось открытие выставки «Николай Рерих. Из собрания Государственного Русского музея». Экспозиция знакомит посетителей с творчеством Николая Константиновича Рериха (1874–1947) – всемирно известного художника, писателя, мыслителя, путешественника, археолога и общественного деятеля, инициатора первого международного договора об охране культурных ценностей человечества («Пакт Рериха»).

11.jpg

Представлено более 70 произведений Николая Рериха из собрания Русского музея, а также экспонаты из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан, Этнографического музея Казанского Федерального университета (КФУ) и Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки КФУ. Выставка продлится до 13 марта 2022 года.


В рамках выставки начал работать культурно-просветительский лекторий «Держава Рериха». Его названием послужила одноименная статья писателя Леонида Андреева, в которой он выразил восхищение творчеством всемирно известного художника: «Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесенный ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Там есть восходы и закаты, другие, чем наши, но не менее прекрасные. Там есть жизнь и смерть, святые и воины, мир и война – там есть даже пожары с их чудовищным отражением в смятенных облаках. Там есть море и ладьи... Нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и глубокого моря не знает земная география. И, забываясь, можно по-смертному позавидовать тому рериховскому человеку, что сидит на высоком берегу и видит – видит такой прекрасный мир, мудрый, преображенный, прозрачно-светлый и примиренный, поднятый на высоту сверхчеловеческих очей».


18 декабря 2021 года с программой «Рерих и Русь» выступил сотрудник Международного Центра Рерихов, член президиума Ярославского областного отделения ВООПИиК, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» Сергей Владимирович Скородумов (Ярославль).

Лекторий представила заведующая Галереей современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан Алия Ильфаровна Якупова. Она подчеркнула, что это совместный проект Министерства культуры Республики Татарстан, Государственного музея изобразительных искусств, Международного Центра Рерихов (МЦР) и Татарстанского рериховского культурного объединения (ТРКО).

Борис Германович Зайцев, председатель ТРКО, напомнил краткую историю организации лектория «Держава Рериха». В сентябре 2019 года в Республиканской юношеской библиотеке Казани состоялась первая лекция, посвященная истории Казанского Кремля. В дальнейшем, благодаря содействию МЦР, этот лекторий стал крупным культурно-просветительским проектом, который нашел отклик и поддержку у руководства Музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Ранее в сотрудничестве с этим музеем были реализованы проекты, связанные с жизнью и творчеством семьи Рерихов.


Сергей Скородумов подчеркнул, что все труды семьи Рерихов были посвящены России. Их вдохновляли идеи, мысли и образы, наполняющие пространство русской культуры. Под словом «Россия» Рерихи понимали, выражаясь словами писателя Всеволода Иванова, «союз народов, равных и дружественных с великорусским народом в корню».

В своем творчестве Рерихи стремились понять процессы и силы, созидающие Русь, которая соединила на своей огромной территории Восток и Запад. И сами напитывались ее удивительной мощью и духом. Через всю жизнь пронесли они любовь к России. Духовная связь с Родиной не обрывалась у них никогда, о чем ярко свидетельствует само их творчество. Н.К.Рерих не считал себя эмигрантом, не получал нансеновский паспорт. «Ни на миг мы не отклонялись от русских путей», – утверждал великий художник в конце жизни.

В Рерихе жила любовь к просторам русской земли, ее лесам, холмам и озерам, к ее святыням, к бесконечным дорогам, которые исходил он в молодости, пытаясь понять Россию, ее историю и культуру, проникнуться ее духом, найти истоки ее мудрости и силы.

В 1903 году Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи совершили большое путешествие по Руси. Они посетили около 40 старинных русских городов. Итогом этого путешествия стали новые картины, статьи Николая Константиновича, фотографии храмов, выполненные Еленой Ивановной. В статье «Чутким сердцам» Н.К.Рерих называет это путешествие паломничеством.

Пакт Рериха, первый международный договор в защиту культурный ценностей, подписанный в 1935 году, имеет своим истоком именно путешествие по русским городам в 1903–1904 годах, когда художник прикоснулся «к древним чудесным камням», «намагниченным историей» Руси, из которых надлежало «сложить ступени в грядущее».


Особо почитался в семье Рерихов Преподобный Сергий Радонежский. Николай Константинович называл его строителем русской духовной культуры. Ему посвящено полотно, созданное Н.К.Рерихом в 1930-е годы, за несколько лет до Великой Отечественной войны. На картине «Святой Сергий» подвижник изображен на холме, мимо которого русское войско уходит на Куликовскую битву, благословляемое Сергием. Всю силу духа своего посылал Преподобный на помощь великому делу.

Любовь к России сопровождала Рериха всю его жизнь. Находясь в Америке, он создает в 1922 году серию картин «Санкта» («Святые», или «Подвижники»). Путником прошел художник по всему миру, но огонек родного дома для него всегда горел в России. В конце своей жизни Николай Константинович написал: «Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».

Когда началась Великая Отечественная война, Рерихи жили в индийской горной долине Кулу. Узнав о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз, сын всемирно известного художника Юрий направил И.М.Майскому, советскому послу в Англии, телеграмму с просьбой зачислить его добровольцем в Красную Армию, но получил отказ. Тогда Николай Константинович, а ему в то время было уже за шестьдесят, вместе с младшим сыном Святославом организовал в Индии целую серию выставок с продажей своих картин. Средства от этой миротворческой акции перечислялись в пользу Советского Красного Креста и на военные нужды Красной Армии. С первого дня войны Рерихи верили в победу, в великое будущее России и русского народа. В 1942 году, когда война была еще в самом разгаре, Рерих создал пророческое полотно «Победа (Змей Горыныч)». На нем изображен воин в древнерусских доспехах, победивший дракона.


В предвоенные годы и во время войны на картинах Рериха часто появлялись образы героев русской истории. Названия этих картин говорят сами за себя: «Богатыри проснулись», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Партизаны», «Борис и Глеб», «Александр Невский», «Ярослав Мудрый» и ряд других.

Прожив около 30 лет за рубежом, Рерих остался верен лучшим традициям русского искусства, всегда подчеркивал свою принадлежность к отечественной культуре и до последних дней возвращался в своем искусстве к русской тематике.

Любовь к родной стране и суть своего творчества он выразил в словах: «Поверх всяких России есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь. Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса».

Программа «Рерих и Русь» сопровождалась показом фотографий и репродукций картин Н.К.Рериха, посвященных России. В зале, где проходил лекторий, была организована небольшая выставка изданий Международного Центра Рерихов.

После лекции Сергей Скородумов пригласил участников в выставочный зал и продолжил свой рассказ во время экскурсии.


Знакомясь с картинами великого художника, невозможно было не согласиться со словами Леонида Андреева: «И еще одно важнейшее можно сказать о мире Рериха – это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю, да и кто знает имя правды? – но ее присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом. Словно снял здесь художник с человека все наносное, все лишнее, злое и мешающее, обнял его и землю нежным взглядом любви – и задумался глубоко. И задумался глубоко, что-то прозревая... Хочется тишины, чтобы ни единый звук, ни шорох не нарушил этой глубокой человеческой мысли».

Во время проведения выставки лекторий «Держава Рериха» продолжит свою дальнейшую работу.

 

Подготовил Алексей Борисенко

Поделиться
Комментировать