«Мы приехали удивлять»

Сегодня в Ярославле начинает месячные гастроли «Цирк братьев Запашных». Наши корреспонденты после репетиции аттракциона с дрессированными хищниками пообщались с заслуженным артистом России и народным артистом Удмуртии Аскольдом Запашным.

На весь цирк лязгнули задвижки покрытой чехлом, составленной из секций, как вагоны поезда, переходной клетки. Она через всю конюшню ведёт из вольеров на манеж. Затопали по её настилу большие кошки: берегись, народ честной!


Но вся эта предгрозовая атмосфера осталась разве что в нашем воображении. На манеже появились они, ни малейшего внимания не обращая на этих, насторожённо вобравших головы в плечи посторонних по ту сторону заградительной сетки.
Ну просто в тупик нас поставили своим бесконфликтным поведением. Тигры взапуски резвились, бегали наперегонки, как котята. Обнимались, встав на задние лапы, словно давно не виделись.
Сами дрессировщики за четыре года, прошедшие после последних ярославских гастролей, видим мы, ещё больше раздались в плечах, возмужали во всех смыслах. Оба закончили вузы, Аскольд – режиссёрский факультет театральной академии, Эдгард – институт предпринимательства и права по специальности менеджмент. Один из его рефератов был, кстати, написан по конфликтологии – очень нужная для дрессировщика хищников проблематика.
Оба звания получили, выиграли за это время не один международный конкурс. Младших Запашных теперь уже начали и в жюри приглашать – только что вернулись со знаменитого фестиваля в Монако. Ещё из новостей: Аскольд три сезона играл в «Больших гонках», но карьера телезвезды, как мы поняли, его мало волнует. Брали Аскольда и на «Последнего героя». Он подумал и отказался. Как зритель «трудно воспринимает» этот проект, где часто выживает не самый умный, а самый ушлый.
Устроителям телешоу «Король ринга» Аскольд Запашный тоже сказал нет. Как только выяснилось, что в одном из поединков придётся ему сойтись с родным братом. Зато по плечу оказался этот титул Эдгарду – цирковая закалка пригодилась.
Если сами дрессировщики недавно один за другим разменяли четвёртый десяток, то их аттракцион помолодел. Золотой фонд, команду, где заводилами остаются три братца-уссурийца, наши старые знакомые Шерхан, Амур и Вулкан, что перешли из аттракциона их покойного отца прославленного Вальтера Запашного, пополнила молодёжь в расцвете сил.
Каждый – артист, знающий себе цену. У всех по моде наших дней прикольные клички по именам мировых поп-звёзд. На репетиции могучий Амур старался за всю троицу. Недаром Запашные говорят о них: «серьёзные звери, крепкие и выносливые, как наши сибиряки». Не отставал и молодой Джастин. И тот, и другой хорошо смотрелись в ансамбле. Тигры устроили нам целое акробатическое ревю. Делали стойки, вальсировали на тумбах. Прыгали через барьеры, катались на ренских колёсах. Лёжа бок о бок, изображали шикарный тигриный «ковёр».
В общем, обстановка была самая мирная, как на уроке танцев. Когда кого-то из четвероногих слегка заносило, даже критика была похожа на похвалу. «Ну и лунатик!» – с удовольствием записали мы в блокнот реплику из лексикона Эдгарда. От урока танцев дрессировка хищников всё же немного отличается. Чем? Пожалуй, интригой. Её со стороны не видно, но она есть и заключается в том, что, как шутят цирковые, сколько тигра ни корми, а спиной к нему не поворачивайся.
Если хищник родился в неволе и привык жить среди людей, то всё равно он остаётся тем, кем его сотворили Всевышний и природа – неукротимым охотником.
– Он может показать клыки в любой момент, – говорит наш собеседник, – если даже тигру просто что-нибудь непонятно, к примеру, видит стул ножками вперёд.
На случай форс-мажора дрессировщику по штату положен пистолет, заряженный холостыми патронами. Оружие в ход четвёртому поколению Запашных приходится пускать нечасто, но всё же бывает. Берут на испуг – это как человека иногда выводят из транса неожиданной пощёчиной.
Это только кажется, что правила игры у Запашных самые немудрёные – действуют кнутом и пряником. Всё строго по науке, по Сеченову и Павлову, их учению об условных рефлексах – это мы в школе проходили. Рефлекс закрепляется, а затем обыгрывается по замыслу дрессировщика. Лидер в этом противостоянии он и только он.
Правда, цели своей укротитель может добиться в одном-единственном случае: если животное ему доверяет. На том стоял их отец. Сыновья от и до помнят его уроки. В конце репетиции на манеже остаётся молоденькая тигрица Анита. Её ещё водят на поводке, но она на совесть потрудилась в команде и теперь увесистый кусок мяса получает в персональную кормушку, поставленную на барьер манежа.
Спокойно лежит по ту сторону сетки в трёх шагах от нас, не спеша и с чувством исполненного долга ужинает. Почему здесь, а не как остальные, у себя в клетках? Это и трапеза, – объясняет наш собеседник, – и урок на будущее. Чтобы знала: манеж – приятное, комфортное место, там тебя не обидят и не обманут и голодным не оставят после трудов праведных.
Вот так и находят Запашные общий язык с хищниками. Их фирменное искусство ярославцам предстоит снова оценить уже сегодня, на премьере обновлённой программы, где цирковая классика представлена в диапазоне от жонглирования на лошадях до акробатики на «русских палках» и есть редкостная экзотика, вроде учёных попугаев.
«Приехали удивлять», – так прямо и сказал нам Аскольд Запашный, не скрывая здоровых амбиций. Только что братья удивили Москву златоглавую спектаклем-фэнтези «Камелот» – 45 аншлагов подряд на малой спортивной арене в Лужниках. Вот только один довод в пользу того, что те амбиции у наших гостей – не на пустом месте. Один из трюков аттракциона, фрагменты которого посмотрели мы на репетициях, – прыжок верхом на льве – был в 2008 году занесён в Книгу рекордов Гиннесса.
 – Узнали здесь хорошую новость, – сказал, прощаясь с нами, Аскольд Запашный. – После наших гастролей Ярославский цирк сразу закрывают на ремонт. И, обведя грустным взглядом манеж и зал, добавил от себя:
 – Ох, давно пора.
Северный край
Поделиться
Комментировать