ХОР УСМИРЕННЫХ ФУРИЙ

В историческом отделе Ярославского музея-заповедника работает выставка «Опера «Орфей и Эвридика». Райское видение Серебряного века».В 2011 году исполняется 100 лет с момента постановки «Орфея» Всеволодом Мейерхольдом в императорском Мариинском театре. В России опера Кристофа Глюка долго не ставилась. И вовсе не из-за сложности. Просто первым исполнителем партии Орфея был альт-кастрат Гаэтано Гваданьи. В пышную эпоху барокко очень любили такие голоса.
В 1859 году первую венскую версию переработал Берлиоз под Полину Виардо. И изначально в Мариинке Орфея также должна была петь Евгения Збруева, довольно массивная дама. Но здравый смысл все-таки возобладал. На партию пригласили Леонида Собинова. Ему на тот момент было 38, он находился на пике формы. Леонид Витальевич тщательно готовился к роли. Ездил во Францию и Италию, чтобы сравнить редакции оперы. Отсмотрел невероятное количество рисунков на греческих вазах, старинных альбомах. И был безупречен. Само действо поражало роскошью и размахом. В массовых сценах участвовало около 200 человек.
Но век спектакля был недолог, он прошел всего девять раз. Грянула революция. А в 1941 году во время обстрелов Ленинграда погибли костюмы и декорации. К счастью, сохранились рисунки, выполненные московской художницей Антониной Андерсон. Их можно увидеть в экспозиции.
На открытии прозвучали фрагменты из оперы. Студенты Собиновского училища исполнили «Звуки манящие» - эпизод, когда фурии, усмиренные игрой Орфея, открывают ему врата подземного царства Аида. Воспитанница хоровой школы «Канцона» Дарья Дудченко (на снимке) спела ключевую арию «Потерял я Эвридику», а ее тезка, ученица школы имени Собинова Дарья Теребова виртуозно сыграла на флейте.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать