Катерина Тарасова: «С куклой возможно чудо оживления»

  В минувшие выходные в ДК имени Добрынина состоялась традиционная предновогодняя выставка авторских кукол «Сказки из шкафа», на которой были представлены творения уже признанных мастеров своего дела, а также учеников школы кукольного мастерства.
Зрителям представлен ряд удивительных авторских миниатюр, реалистичные фарфоровые куклы, мягкие куклы, а также множество интерпретаций символа наступающего года — обезьяны.    Столь тонкое, наполненное душевностью, творчество не могло оставить нас равнодушными, и мы пообщались с создательницей авторских миниатюр — Ирадой Косолаповой, и руководителем школы кукольного мастерства, автором множества работ — Катериной Тарасовой, которые приоткрыли нам тайну создания удивительных произведений искусства.         Создание авторских кукол уже давно вышло за рамки будничных развлечений, и для многих стало не только модным хобби, но и профессией. Трудоемкий процесс требует щепетильности и терпения от создателя, что под силу не каждому. Хотя, данный род занятий не предполагает особой подготовки, оконченные художественные курсы пойдут только на пользу.       Несмотря на то, что история появления авторских кукол не насчитывает еще и ста лет, их продажа в современном мире уже поставлена на поток. А коллекционеры «охотятся» за редкими экземплярами с такой же прыткостью, как и за другими произведениями искусства — будь то живопись или скульптура.       В Ярославле авторские куклы не только с успехом создают, но и обучают самому процессу. Катерина Тарасова рассказала «ЯрКубу» о своем творчестве и своей школе. — Расскажите о себе. Как вы приобщились к искусству создания кукол, какой опыт и образование имеете? Что подтолкнуло вас заниматься этим? — Профессионально куклами занимаюсь уже около 13 лет, преподаю 9 лет. Являюсь членом Творческого Союза Художников России. Выставляюсь в Москве, в Кукольной Коллекции Елены Громовой, на выставках кукольной секции Союза художников и на больших выставках, таких, как «Искусство куклы» в Гостином Дворе. Несколько моих работ есть в галереях Праги и Таллина.     Кукол делаю практически всю жизнь, так же как рисую и леплю, если хотите, это мой способ существования и когда это стало возможно и востребовано в России, это просто стало профессией.    Вы спросите, почему именно куклы, а не живопись, графика и не другие виды искусства? Потому что с куклой возможно чудо оживления, которое родом из детства. Любой чурбачок, катушка ниток, подушка, наконец, могла стать таким помощником, живым другом из нашего мира фантазий. Мы придумывали ему жизнь — и он оживал. Поэтому мы так любим плюшевых мишек и теплых кукольных примитивов. С фарфоровыми красавицами сложнее — здесь важнее красота и гармония. Их коллекционируют эстеты, а плюшевых зверей любят все. — Расскажите о процессе работы: сколько времени уходит на создание одной куклы? Какие материалы используете? Откуда черпаете образы? Откуда берете вдохновение? — Создание куклы — это достаточно сложный и длительный процесс. На вопрос о сроках я уже привыкла отвечать — около месяца. Но, конечно, это время лишь приблизительно. Я делаю кукол из различных видов полимерных глин — как запекаемых (ливингдолл), так и самозатвердевающих (ладолл, паперклэй) или литьевых (флюмо). Недавно стала лить фарфоровых кукол.      По поводу образов и вдохновения — как и все художники — природа, искусство, постоянное общение с тем лучшим, что сделано человечеством за века его существования — живопись, архитектура, а поэтому, конечно, путешествую, чтобы своими глазами увидеть и своими чувствами все это ощутить. — Расскажите о «Школе авторской куклы Катерины Тарасовой»? Кто занимается, кто может заниматься? Велик ли интерес в Ярославле к этому виду творчества? — Школа авторской куклы Катерины Тарасовой существует уже 9 лет. Начали мы с текстильной куклы, потом прибавилось много других курсов и направлений. Занимаются взрослые люди разных возрастов от 17 лет и старше. Всегда есть новые ученики, хотя мы никогда не даем никакой рекламы. Значит, спрос в Ярославле велик. Кроме школы, есть клуб «Куклы и Ко», так как многие люди, отучившись у нас, не хотят расставаться, но хотят делать кукол самостоятельно и общаться с единомышленниками. Очень важный вопрос: «А смогу ли я делать кукол, никогда не обучаясь этому раньше?» На этот вопрос ответ — да! Потому что главное — это сильное желание проявить себя в кукле. Сильное желание даже важнее способностей, ведь при желании ты будешь стараться, сможешь найти время для любимого дела практически из ниоткуда. А мы всегда помогаем во всем. Также важна поддержка близких, домашних. Если у вас есть желание и вас поддерживают в семье — вы будете творить чудеса.    В данный момент в школе можно научиться: классической скульптуре из скульптурного пластилина; научиться делать будуарную куклу; куклу из запекаемого пластика, паперклея, папье-маше; кукольному костюму; декорированию и многому другому. В этом году мы начали работать с фарфором. Результаты нашей работы вы можете увидеть на частных выставках. В год обычно проводится около двух. — Помните ли Вы свою первую созданную куклу? Что это было? — Первые куклы? Это было, может, лет в пять, а может, раньше. Из всего, что было под рукой — спички, цветы, мотки шерсти, бусины. Мне до сих пор интересны разные материалы, и я благодарна своим ученикам, что ради них я постоянно экспериментирую и пробую то, что без них никогда не опробовала бы. Недавно мы делали елочные игрушки из ваты. Получилось великолепно! А куклы из бумаги… Это просто маленькое и быстрое чудо. — Где можно увидеть ваши работы? — Мои работы в живую можно увидеть в Москве в галерее Елены Громовой. — Расскажите об экспонатах, представленных на выставке «Сказки из шкафа» — Выставка «Сказки из шкафа» — наша традиционная предновогодняя выставка. Мы проводим их уже около восьми лет и всегда стараемся представить новые и интересные работы. В этом учебном году мы впервые попробовали лить кукол из фарфора, а также провели курс — «Кролик из фарфора». Фарфоровый кролик, судя по интернету и «Искусству куклы» — это такой тренд этой зимы (вместе с обезьянками всех мастей, конечно). Чем отличаются наши? Анатомичностью лепки, разнообразными великолепными костюмами: у нас не только викторианские кролики, но есть еще, например, кролик Портос (разве что без шпаги).      Великолепных фарфоровых кукол представили Любовь Табакова, Елена Хренкова, Елена Качарава.     Будуарные куклы из папье-маше и паперклэя — можно сказать, визитная карточка нашей мастерской. Они подвижны, прекрасно смотрятся в спальне, у своей хозяйки на кресле и диване. Одеты в искусно сшитые, сложные платья. Кукол Натальи Кругловой, Елены Хренковой, Натальи Соловьевой, Елены Щегловой, Елены Большаковой вы увидите на выставке.     Мы по-прежнему любим текстиль. Виктория Баскова, находясь в клубе «Куклы и Ко» с момента его рождения, ни разу не изменила текстилю. Ее куклы узнаваемы и любимы посетителями. Также чудесные текстильные куклы у Ирины Федоровой.    И обезьянки из папье-маше в костюмах «Комедии дель-арте». Они просто очаровательны. На этой выставке впервые была представлена коллекция миниатюрных кукол и домиков Ирады Косолаповой, она ученица нашей школы и коллекционер со стажем. В ее собрании куклы русских и зарубежных мастеров, мебель, сервизы, аксессуары, автомобильчики для миниатюрных кукол. В каждой женщине тут же просыпается девочка, глядя на это чудо.      И, конечно же, мы всегда стараемся приготовить на наши новогодние выставки много елочных игрушек ручной работы, чтобы каждый мог выбрать подарок себе и друзьям по вкусу.    Воссоздание большого мира в миниатюре всегда было интересно человечеству. Кукольный домик или поле сражений — совершенно неважно, главное соблюсти масштаб и реалистичность созданной копии. Авторы кропотливо воспроизводят одну мельчающую деталь за другой, а в результате рассматривать созданный объект можно часами — настолько завораживает точность передачи и соответствие оригиналу.    О данном виде творчества, также представленной на выставке «Сказки из шкафа», мы поговорили с Ирадой Косолаповой. — Коллекционная миниатюра, это не только куклы. Это воссоздание реального мира в маленьком масштабе, уменьшенная копия всего, что нас окружает.     Создание миниатюр сводится к правильному подбору всех элементов интерьера согласно сюжетному и историческому контексту. Очень часто наборы кукольных миниатюр 1:12 передается от поколения к поколению. И порой такие коллекции — далеко не детская забава, а настоящее серьезное хобби для взрослых.     Стильные, красивые маленькие вещички и аксессуары интересно расставлять по своим местам, создавая необычные исторические, фантазийные и классические инсталляции различных эпох.     Кукольная коллекционная миниатюра 1:12 представляет собой целый мир с собственной модой, историей и законами. В нашей стране кукольная и историческая миниатюра только набирает популярность, тогда как в других государствах уже сложились целые традиции по созданию миниатюр.    Так, к примеру, европейская школа по изготовлению миниатюр придерживается определенного подхода, который говорит о том, что дерево должно быть деревянным, металл — металлическим, а фарфор — фарфоровым и имитация всех этих материалов пластиком неприемлема. По этой причине многие миниатюры для кукол делают настоящие профессионалы.    Только представьте себе эти удивительные дома небольших масштабов, где учтено практически все: натуральные покрытия стен, пола и потолка; меблировка, не лишенная выдвижных механизмов; имеются все необходимые бытовые приборы, включая посуду и музыкальные инструменты; отдельного внимания заслуживает искусно выполненное освещение — это настоящая жизнь в миниатюре, которая потрясает каждой своей деталью. — Когда вы приобщились к творчеству? Расскажите о вашей коллекции. — Коллекционированием я увлеклась года четыре назад. Моя коллекция очень велика, одна из самых больших в России. В ней есть уникальные редкие экземпляры, работы разных именитых мастеров и мануфактур миниатюры со всего мира.     На выставке " Сказки из шкафа» я представила лишь небольшую часть своей коллекции. Это редчайшие фарфоровые сервизы немецкой мануфактуры " Reutter Porzellan», мебель и частички интерьеров ручной работы, авторские куклы различных мастеров со всего мира. Есть редкие винтажные куклы.       Сама я в прошлом художник модельер и руководитель дома моды «Esttelita», ныне занимаюсь созданием миниатюрных нарядов разных эпох… Создаю образ кукле! Наряд — это не просто платье, это полностью весь обра, включающий в себя все аксессуары- шляпки зонтики, сумочки, веера и даже нижнее белье! Например, крохотный настоящий корсетик и панталончики! И все это снимается и одевается, все застёжки функциональны, все швы внутри обработаны. Работа ведётся под лупой!      Каждый наряд это результат  многодневного труда. в который вложено много вдохновения, старания и частичка души. Практически все мои работы эсклюзивны. Даже, когда меня просят сшить повтор того или иного наряда, я стараюсь сделать его отличным от предыдущего, дабы сохранить изюминку и неповторимость коллекционной вещи.     Так же я начала заниматься скульптурой в " Школе авторской куклы Катерины Тарасовой» , иду к тому, что бы создать свою собственную куклу из фарфора.    -Какие планы на будущее? — Хочу открыть музей миниатюры, дабы показать ярославцам и гостям города этот прекрасный маленький мир! Приобщить их к этому искусству!
На фото "Журавль и цапля", кукла из коллекции Катерины Тарасовой  
Поделиться
Комментировать