Исполнителя фольклорных песен Сергея Старостина очаровала рыбинская «ЭтноКузня»

На левом рыбинском берегу Волги хозяева дома под высокими липами принимали гостей – поили чаем из самоваров, потчевали баранками, провожали в сад.

Там, у стены, увитой диким виноградом, разворачивалось диковинное действо – музыканты играли на гуслях, дудели в самодельные дудочки, рассказывали побасенки да пели песни. В «ЭтноКузне» Мити Кузнецова выступил Сергей Старостин – исполнитель забытых русских песен, исследователь фольклора с консерваторией за плечами. Ему помогал барабанщик из Молдавии Мариан Калдарару.

Пастуший рожок, свирель, гусли, не говоря уже о  молдавском барабане, на котором играл Марио, – эти инструменты из глубин веков звучат для нашего уха и свежо, и будто бы знакомо одновременно. Простенькие свирели Сергей Старостин собственноручно смастерил перед концертом и потом раздал детям.

Два часа музыканты ткали вокруг слушателя неописуемой красоты полотно народных песен: лиричных и озорных, поучительных и развлекающих, детских и с перчиком. Сразу обращаешь внимание, что даже в самых печальных народных песнях присутствуют принятие жизни и ироничное к ней отношение.

– Русские – единственный народ в мире, кто возвел страдание в степень искусства. Через эти распевы с грустью, самоиронией приходит к человеку стойкое отношение к жизни, – рассуждает Старостин.

 А потом спрашивает:

– А что вообще такое народная песня?

– Мудрость! Крик души! То, что народ поет, – сыплются ответы из «зеленого зала».

– Песни как свод неписаных законов, в них прописаны заповеди. Хотя, казалось бы, они так далеко от церкви… – обобщает музыкант и протяжно затягивает: «Ооой, посылала Ваньку мать яровое поле жать…».

Перед одной из песен Сергей вспомнил святителя Николая Сербского, его «Мысли о добре и зле»:

– Он интересно говорит о Еве и Марии, противопоставляя их: одна из них родила убийцу, другая – Спасителя. До сих пор в каждой женщине эти два начала присутствуют. От того, как она к этому миру относится, как воспитывает своего ребенка, зависит, мир будет рушиться или будет спасен.

Старостин почти каждую песню снабжает то народной мудростью, то комментарием о старинном жанре или инструменте, то рассказом о себе.

– От мамы мне досталось терпение к жизни, от отца – музыкальность, скоморошество, - делится он.

В его выступлении и правда много игры, нет сухой академичности, старательности. Голос Сергея – как отдельный инструмент, помогающий украсить песню, разрисовать завитушками, сделать еще притягательнее. Эта легкость, игривость исполнения затягивает.

И вот уже зрители не могут оставаться безучастными – подпевают, пританцовывают, водят хоровод.

А потом делятся впечатлениеями. Главное – сегодняшний вечер прошел по-домашнему тепло.

– Хоровод, который вдруг образовался, оставил чувство семейного праздника в самом лучшем смысле слова, – сказала гостья из Ярославля Юлия Кривцова. – Передо мной по-другому раскрылась народная культура, захотелось вслушиваться в слова песен, плюс звучали удивительные инструменты, которые создавались на твоих глазах. Все это очень живо и вкусно!

После концерта гости не спешат расходиться, выясняется, что многие приехали в Рыбинск из Ярославля, Москвы, Костромы, Иванова.

– Я даже не ожидал, что будет столько людей, тем более из других городов. Это очень радует, - признается исполнитель. – Сегодняшняя ситуация показывает: если у людей нет корней, нет понятия об их культуре, на этих пустотах сразу вырастают сорняки. Проблема, что мы оторваны от драгоценных знаний. Этот разрыв сказывается на людях, выросших вне материнской колыбели культуры. Тридцать лет изучая народную культуру, я понимаю, через какие корни идут эти потоки, и стараюсь донести это до зрителя. У меня самые прекрасные впечатления от «ЭтноКузни», от атмосферы, в которую мы окунулись благодаря Мите Кузнецову. Рыбинск для меня стал близок, потому что я обрел здесь близких людей. Обязательно вернусь сюда снова.

Фото Михаила Тарасова

Поделиться
Комментировать