ЭСТОНСКИЙ МАЭСТРО ГОРДИТСЯ ЗНАКОМ ГТО

В Ярославле в рамках гастрольного тура по Золотому кольцу России побывал Эстонский национальный мужской хор. Музыканты дали концерты в Санкт-Петербурге, Новгороде, Твери и Москве, в знаменитой «Геликон-опере», а 6 октября выступили в филармонии совместно с Ярославским академическим симфоническим оркестром под управлением Эри Класа.
В НАШ город они хотели попасть особенно, ведь именно здесь зародился коллектив, впоследствии ставший лауреатом престижной американской премии «Грэмми». Во время войны в Ярославле в эвакуации  жили все эстонские деятели культуры: художники, писатели и музыканты.
- И по сей день не могу взять в толк, как такое было возможно! Немцы уже стояли под Москвой. Каждый человек и ружье были на учете. Видимо, понимали, что война когда-нибудь кончится, а мирная жизнь без культуры немыслима, - рассуждает Эри Клас.
73-летний маэстро руководил и дирижировал оркестрами более чем в сорока странах мира. Посол доброй воли ЮНИСЕФ и… чемпион Эстонии по боксу. Юморной, благодушный, он резко отличается от сухарей-классиков. Недаром называет себя «выходцем из легкой музыки». В юности увлекался джазом.
- Эри, вы обронили, что первый раз были в Ярославле 70 лет назад!
- Все верно. Тут я жил вместе с мамой, папа попал в немецкий плен и был расстрелян вместе с другими евреями. Напротив нашей комнаты жил дядя Георг. Рассказывал сказки, а однажды подарил военный ремень с изображением поезда и произнес: «На этом поезде мы когда-нибудь вернемся в Эстонию». Так судьба свела меня с известным певцом Георгом Отсом. Однажды мне позвонили из музея игрушки в Тарту и спросили: «Чем вы играли во время войны?» Я рассказал про этот ремень. Еще, когда нас эвакуировали на Урал, у меня были два бревнышка. Вот и все. Но их-то точно в музей не положишь.
- Назовите, пожалуйста, лучшие и худшие оркестры, с которыми вы работали.
- Лучший - это, пожалуй, Берлинский симфонический оркестр. А худший был в Сараево. Он находился в здании, на котором было написано: «Народно позорище», и вывеска соответствовала содержанию. На первой репетиции я обнаружил отсутствие половины духовых, и на вопрос «Где трубы?» получил ответ администратора: «Как где? На свадьбе!» Однажды я руководил Молодежным азиатским оркестром. Там было сто человек из десяти стран. Чувствовал себя миссионером. А если насчет городов, то легче назвать тот, в котором я не был. Помню, один знакомый меня спросил: «А в Запорожье вы были?» Для иностранцев, видимо, это нечто экзотическое. И там я тоже дирижировал. И еще. Мы, дирижеры, не играем на скрипке. Мы играем… на нервах музыкантов. И этим искусством может овладеть лишь чуткий человек. Каждый музыкант - личность. Дирижер должен обращать внимание и на тех, кто сидит на первом пульте, и на тех, кто на последнем.
- А как вам ярославский оркестр?
- Я им очень доволен. Мурад Аннамамедов получил партитуры еще до моего приезда. Все получилось отлично, хотя 13-я симфония Шостаковича не очень легкое произведение и длится более часа. Как и 3-я симфония Пярта. Однажды, когда мы с Арво Пяртом учились в Таллинской консерватории, поехали на лыжах к одному товарищу. И по пути попали в женскую обитель в Пюхтице. Там не было электричества, только свечи, и монашки пели. И как пели! Мне кажется, именно с этого момента Арво Пярт изменил свое отношение к искусству. Стал писать православную музыку. Тронул тему духа. Раньше он ведь был революционно настроен. В его опусах была сплошная какофония: шуршала целлофановая бумага, детские игрушки пикали.
- Какая музыка для вас самая прекрасная?
- Звуки природы. Я люблю слушать море, когда оно говорит и когда молчит.
- Как вам удается поддерживать такую великолепную форму?
- Когда много работы, болеть некогда. Врачи мне запрещают дирижировать. Как-никак я уже прадедушка - правнуку два с половиной года. Но сидеть дома и смотреть футбол я тоже не могу. Как-то у меня три дня болела голова. И вместо того, чтобы позвонить доктору, я поехал играть в Данию.
- У вас много наград. Какой из них вы больше всего гордитесь?
- Да, у меня есть и орден Шведского короля, и титул рыцаря. Но моя единственная награда, которой я горжусь - это знак ГТО. На приемах, которые устраивает президент Эстонии, всегда очень стесняюсь. Выгляжу как новогодняя елка или как Брежнев: все звенит, сверкает. Когда я умру, пусть меня похоронят в простом черном костюме, без орденов.    
По словам советника по культуре посольства Эстонской республики в Москве Хелене Тедре, Год эстонской музыки в Ярославле завершится еще нескоро. На ноябрь запланирован концерт ансамбля старинной музыки «Хортус мюзикус», в декабре город примет хор мальчиков, а уже в начале следующего года - Мати Пальма и Анне Вески.
Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать