Дипломные работы учителей и учеников

В выставочном зале Союза художников демонстрируется выставка дипломных работ учащихся художественных училищ России «Русская школа».
Все пять выставочных залов на улице Максимова отданы дипломным работам, написанным как нынешними выпускниками художественных училищ, так и их преподавателями в их собственную студенческую бытность. Подобное соседство не только достаточно интересно для любого, даже не подкованного профессионально зрителя – оно наглядно демонстрирует, как время диктует живописцу актуальность выбранных тем, как за полвека изменился стиль письма.
На выставке «Русская школа» представлены работы выпускников Нижегородского, Московского, Рязанского, Пензенского и Санкт-Петербургского художественных училищ. Поскольку приурочено это событие к 115-летию художественного училища Ярославля, произведений местных живописцев в экспозиции большинство. К сожалению, зритель не очень жалует подобные выставки: дескать, ученичество, что там смотреть, и, не в пример выставке светского живописца Никаса Сафронова, на которую ломились даже те, кто репродукцию от оригинала отличить не в силах, «Русская школа» не может похвастать большим зрительским интересом. А напрасно. Только на таких студенческих дипломных показах понимаешь, как и чему учат будущих отечественных живописцев в школе.
Обращает на себя внимание творчество учеников известного ярославского живописца, заслуженного работника культуры Вячеслава Серебрякова. Совершенно не вчитываясь в подписи под работами, я выделила для себя как зритель несколько работ в разных залах – «Графическая серия» А. Гордеевой, серия «Театральные этюды»
Н. Каргановой, картина «На Волге» О. Пановой. И уж потом полюбопытствовала, кто же их учил? Оказалось, один и тот же преподаватель Вячеслав Серебряков. С точки зрения актуального сегодня создания арт-объектов очень показательны авторские книги «Про букву». Этим занимаются, и весьма успешно, будущие Репины и Коровины на уроках преподавателя по дисциплине «Шрифт» Д. В. Шеломковой.
В экспозиции «Русская школа» обращает на себя внимание полное отсутствие такого жанра, как натюрморт – всё больше обнажённой натуры, исторических полотен, жанровых зарисовок. Откуда же потом появляются ромашки и лютики без счёту на областных выставках профессионалов живописи? Ответ прост: потребитель диктует художнику выбор натуры. Об этой непростой дилемме печалился и известный ярославский художник Александр Кравцов, встреченный нами на выставке. Куда столько студентов выпускают, ломал он голову над глобальной проблемой профессио­нального образования, ведь художником сегодня ох как непросто находить заказчика, а без этого – как проживёшь? К счастью, над дипломными работами ещё не витает необходимость их последующей продажи, а значит, написаны они искренне и от души.
Северный край
Поделиться
Комментировать