"Арт-хаус" - это отстой"

Никита Михалков встретился в Ярославле со студентами театральных вузов - участниками молодежного фестиваля "Будущее театральной России".
- Это замечательная идея - чтобы выход в жизнь молодых актеров шел через первую русскую сцену, - оценил значимость фестиваля мэтр. - Прекрасная идея! В ней столько силы, столько символики замечательной.
Однако за дебютом на сцене Волковского театра у каждого сегодняшнего студента последует профессиональная творческая жизнь - у кого-то удачливая, у кого-то не очень. Поэтому вопрос о будущем российского театра и о том, "как артисту жить и играть", они задали одним из первых.
Именитый режиссер ребят успокоил. По его мнению, "театр - вещь живая, и лицедейство, которое идет с древних времен, со скоморохов, шарманщиков, рыночных крикунов, будет существовать, пока существует человечество". В отличие от того же кино, которое, считает Михалков, теряет "уникальность, индивидуальность и единственность", поскольку сегодня уже возможны методы съемок, позволяющие делать кино даже без участия великих артистов - их можно просто планировать с помощью компьютерной графики.
Качество спектакля, по Михалкову, определяется тем, сколько времени "в минутах и секундах" совпадают жизни актеров на сцене и зрителей в зале:
- Сколько минут в спектакле, когда зритель не слышит звона упавшего номерка, когда он с тобой, когда он ничего не видит и не слышит, кроме тебя... Чем больше таких минут, когда реальное время в зрительном зале совпадает с реальным временем на сцене, тем лучше этот спектакль.
По мнению мэтра, сегодня многие актеры не владеют своим "внутренним аппаратом" и не понимают, что смех и слезы находятся в диафрагме. То есть не владеют своим ремеслом. Он считает, что актера, которому для появления слез режиссер советует вспомнить любимую умершую бабушку, надо выгонять, причем вместе с режиссером. Потому что он не владеет тем аппаратом, который у него есть:
- Если актриса гениально сыграла сцену истерики, после чего ее увезли в больницу, - она не актриса, ей надо лечиться, ей вредно заниматься тем, чем она занимается. Потому что сила актерского мастерства состоит в том, чтобы актер тратил на выполнение своей работы ровно столько, сколько необходимо.
Сергей Михалков назвал современный театр "вещью пульсирующей, очень ртутной":
- С одной стороны, мы видим театры, которые как бы соблюдают традиции, а на самом деле просто умирают, а с другой стороны мы видим разрушение традиций, которое происходит не потому, что возникает что-то новое, а потому что "всем чай, а мне кофе". К сожалению, форма начинает преобладать над внутренним содержанием.
Сегодня, по его мнению, молодые актеры и режиссеры хорошо знают, КАК ставить спектакль или снимать кино, а вот ЧТО ставить или снимать - с этим большие сложности:
- Что я хочу сказать и почему я не могу этого не сказать - вот тут возникают проблемы, источник которых в воспитании, обучении, количестве прочитанных книг… При высоком уровне мастерства отсутствует то, что меня как зрителя может взволновать не формой, а тем, что мне хотят сказать. То, что сегодня модно называть арт-хаусом, - это не арт-хаус, это отстой, помойка. Многие режиссеры, которые говорят "арт-хаус", думают что, если длинно и скучно - это как у Тарковского. Ничего подобного. Это просто длинно и скучно. Потому что у Тарковского количество переходит в иное качество, у Тарковского пауза - это не дырка, а умножение энергии.
Станиславский, считает Никита Михалков, - это библия начального актерского образования, такое своеобразное ПТУ. Станиславский дает систему человеку со средними способностями. А высшая школа - это Михаил Чехов, который практически создал всю американскую школу актерского мастерства.
- Нет ни одного актера, мало-мальски занявшего позицию в Голливуде, который не прошел бы школу, в свое время организованную Михаилом Чеховым, - говорит российский оскароносец. - Чехов занят самым главным - созданием атмосферы. Отсюда внимательнейшее отношение к ПЖ - психологическому жесту. Можно не шевелиться и лишь одним взглядом выразить все, что ты хотел сказать. Когда жест - это не просто выбрасывание руки, когда он наполнен особой энергией, идет проникновение в характер. ЭТИМ надо заниматься. Это уже другой пилотаж.
На вопрос студента из Новосибирска, какими человеческими качествами должен обладать актер, мэтр ответил так: кроме дара - трудолюбием и чувством юмора:
- Трудолюбие - это неотъемлемая часть, это после таланта - самое главное. А чувство юмора нужно для того, чтобы легко отнестись к тому, что это трудолюбие оказалось напрасным...
Чем вызвал взрыв смеха в зале. А значит, по крайней мере, со вторым необходимым актеру качеством у участников ярославского фестиваля пока все в порядке.
Российская газета
Поделиться
Комментировать