А мы Масленицу дожидались...

Приближается один из любимых народных праздников – Масленица. В советские годы смысл этого праздника был во многом утрачен. Всё сводилось к бездумному веселью и обжорству. На самом же деле, Масленая неделя в русской православной культуре – это подготовка
к Великому посту.


Восстановить истинные традиции Масленицы уже несколько лет пытаются в центре традиционной культуры села Давыдова Ярославской области.
Возглавляет центр Олеся Гладкова – человек, обладающий довольно редкой профессией – музыковед-фольклорист. Олеся закончила единственное в России отделение этномузыкологии в Санкт-Петербургской консерватории и много лет собирает по крупинкам остатки русской народной культуры. Собирает не для архива или истории. В селе Давыдове в ярославской глубинке эти традиции и обычаи постепенно возвращаются в жизнь селян.
– Воссоздать картину масленичных гуляний в северной глубинке нам помогли аудиоархивы консерватории и Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге, фонды Дома народного творчества в Ярославле, где сохранились записи воспоминаний старожилов, старинных напевов. Сами мы тоже ездим в экспедиции, пытаясь отыскать тех, кто ещё может рассказать о том, как жили в старину. Не так давно в селе Новосёлка мы познакомились с замечательными бабушками, которые, несмотря на свой преклонный возраст, лихо «дробили козули» – так называлась в этой местности кадриль. От бабушек узнали и подробности того, как встречали в деревнях Масленицу, – рассказывает Олеся Гладкова. – Праздник начинался, как правило, с четверга Масленой недели. В среду прекращались все работы, а финал гулянья приходился на пятницу, субботу. В Давыдове, которое было большим торговым селом, разворачивалась широкая ярмарка с играми и разными забавами.
Всё это современные селяне пытаются воспроизвести и сейчас. Конечно, размах уже не тот, что раньше, но главное, что всем весело и интересно. К ярмарке готовятся заранее – сельские ребятишки мастерят поделки, которые потом и продают односельчанам и приезжим гостям. Праздник начинается с шествия. С одного конца села идут девчата, с другого – парни. При этом кричат весёлые заклички. Например, такие:
«Ах ты, Масленица, обманула, провела, погулять нам не дала! Через семь недель будет светлый день, будем яйца красить, будем пасхи носить!»
Когда парни и девушки встречаются на шествии, начинается само гулянье. В центре его, как правило, какая-то драматическая миниатюра. Например, в прошлом году на Масленицу в Давыдово приехал настоящий генерал в карете (на снимке). На крыше кареты сидел глашатай, провозглашавший генеральский указ: всему селу гулять и веселиться до утра.
В нынешнем году к Масленице готовят сценку «Продажа коня».
– Коня будут изображать два парня, одетые в специальный «конский» костюм, – рассказывает Олеся Гладкова, – а водить «коня» по ярмарке будет цыганка, предлагая всем желающим купить его. Далее, по сценарию, конь проголодается, и кормить его будут «дев­ками» – запихивать девчонок в конское брюхо. В итоге конь объедается и умирает от обжорства – тема, весьма актуальная на Масленицу. Правда, чтобы не омрачать всеобщего веселья таким грустным концом, в этот момент приходит доктор и исцеляет коня.
После масленичного спектакля начинаются весёлые игры и конкурсы, многие из которых нам известны: бои мешками с соломой, лазанье по деревянному шесту, облитому водой, бег со связанными ногами. Кульминацией уличного гулянья становится два главных игрища: мужское «Стенка на стенку» и девичье «Царь горы». Пока парни меряются силой, девушки занимают оборону на горке. Их задача – не допустить парней на вершину.
– В ход идут и снежки, и ледышки, и даже хлопушки и петарды, но в итоге парни всё равно прорываются наверх и занимают горку, – рассказывает Олеся.
Изрядно помёрзнув и извалявшись в снегу, все участники действа отправляются в трапезную, где их ждёт горячий чай с блинами. Здесь проходят масленичные «вечерки» для молодёжи. Специально для этой вечерки девушки и парни разучивают народные пляски.
Заканчивается гулянье всегда традиционным масленичным костром. Чтобы он получился большим и ярким, ребятишки всю Масленую неделю собирают по деревне деревянную рухлядь – старые корзины, ящики, разное тряпьё. Всё это навешивают на сухую берёзу, а вечером поджигают. Костёр символизирует очищение перед началом поста. Горящая рухлядь – это символ ветхого человека с его грехами, которые поедает огонь. В старину матери семейств бросали в костёр и кринки с молоком и маслом. Если во время поста ребятишки начнут просить молочное, матери напоминают им, что молочко в огне сгорело.
Именно подготовкой к посту, с точки зрения Православной церкви, является Масленая неделя. Или, как называют её на церковном языке, – седмица. Неделя в церковном словаре – это воскресенье, день, когда не принято делать мирские дела, а нужно посвящать время молитве.
– Посту предшествуют три седмицы, которые считаются подготовительными, – объясняет священник Леонтьевского храма города Ярославля Олег Скворцов, – каждая неделя при этом имеет своё название. Первая – неделя о мытаре и фарисее, когда Церковь учит правильному покаянию, вторая – о блудном сыне, третья – о Страшном суде. Перед самым началом поста вспоминается изгнание Адама из рая. Также эта неделя называется Прощёное воскресенье, когда принято просить друг у друга прощение за нанесённые обиды, чтобы начинать пост с чистым сердцем и очищенною душой. Этот обычай пошёл из древних египетских монастырей, в которых было принято уходить из монастыря на весь пост в какую-нибудь пустыню. Отправляясь в долгий путь, монахи прощались друг с другом до Пасхи.
Церковь даёт возможность подготовиться к посту и телесно – после «мясоеда» идёт Масленая неделя, когда можно есть только молочную пищу. То есть никаких шашлыков на Масленице, по церковным канонам, есть уже нельзя.
Великий пост начинается Покаянным каноном Андрея Критского, который читается каждый вечер первые четыре дня поста. Это очень умилительная служба, и всем христианам нужно обязательно её посетить. Сам пост длится сорок дней – в подражание Иисусу Христу, который 40 дней постился в пустыне. Заканчивается пост страстной седмицей – это ещё дополнительные семь дней поста, когда Церковь вспоминает страдания Спасителя на кресте. А затем христиане встречают радост­ный праздник – светлое Христово воскресенье, которое в нынешнем году Церковь будет отмечать 4 апреля.
ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
Я пенсионерка, верная ваша подписчица. Прочитала 5 февраля, что бренд «Главная Масленица страны» уехал во Псков. Обидно! Вот какое у меня есть предложение. Пошлите во Псков в командировку Ларису Драч, хорошо бы на машине и с детьми. А она бы потом описала в газете эту поездку. Дело в том, что пенсионеры теперь люди «невыездные», а желание попутешествовать осталось.
Галина Николаевна ОСТРОУМОВА, Ярославль.
Уважаемая Галина Николаевна! К сожалению, по финансовым причинам отправить в командировку во Псков журналиста Ларису Драч не получится. Но мы обязательно постараемся узнать, как прошла Масленица во Пскове, прижился ли там наш бывший бренд, и напишем об этом в газете.
Северный край
Поделиться
Комментировать