"Надежен тот банк, где есть конкретный человек, отвечающий за принятые решения"

Председатель Правления ООО КБ "Металлург" Юрий Карасев: "Надежен тот банк, где есть конкретный человек, отвечающий за принятые решения"

Как отличить надежный банк от не заслуживающего доверия? Сейчас этот вопрос волнует многих россиян, не знающих, кому доверить свои сбережения. О том, как определить, насколько надежен тот или иной банк, "Известиям" рассказал Председатель Правления ООО КБ "Металлург" Юрий Карасев.

вопрос: Юрий Анатольевич, как, с Вашей точки зрения, можно определить, надежен ли тот или иной банк, безопасно ли доверить ему свои деньги, особенно сейчас, в кризис?
ответ: О надежности банка зачастую судят по тому, к какому типу кредитных организаций он относится. Сегодня на рынке можно выделить несколько категорий кредитных организаций. Это крупные банки, как правило, они с госучастием и государственными интересами. Затем средние банки и, наконец, малые банки, которые я бы тоже разделил на две категории. Первая - банки "карманные", созданные под одного клиента или находящиеся в собственности одного клиента и практически ограниченные его интересами. Вторая категория - малые рыночные банки. Они ближе к средним банкам, поскольку не зависят от одного клиента, формируют свою политику, исходя из рыночной ситуации. Наш банк "Металлург" относится как раз к этой категории.
в: И какую из этих категорий можно назвать самой надежной?
о: По моему мнению, понятие надежности нужно применять не к категориям, как это сейчас происходит, а к конкретным банкам. Я считаю, что надежен тот банк, где есть конкретный человек, отвечающий за принятые решения. В малом банке таким человеком является его владелец, тогда как в средних и крупных банках речь идет, скорее, о некоей коллективной ответственности. Я - один из владельцев банка, и одновременно являюсь его руководителем. Кроме того, это мой основной бизнес. То есть в моем лице существует конкретный человек, лично заинтересованный, чтобы банк "Металлург" функционировал как можно дольше. И я сделаю все, чтобы добиться этого. Вот это один из главных критериев надежности банка.
в: Но не единственный...
о: Не единственный. Важно, как организационно устроен банк, кто в нем работает, какова преемственность. Например, рядом со мной в банке "Металлург" работают топ-менеджеры, для которых этот бизнес также критически важен. Этим они и отличаются от простых наемных сотрудников, которые могут встать и уйти. Для топ-менеджмента малого банка вариант "встать и уйти" просто неприемлем. Именно поэтому все топ-менеджеры банка "Металлург" работают здесь более 10 лет, а я возглавляю банк 14 лет. Постоянство руководящего состава - также показатель надежности и устойчивости банка. 
в: Сейчас очень популярна тема управления рисками. Как определить, насколько профессионально справляется с этим руководство банка?
о: Опять-таки важно, кто принимает решение. При выдаче кредитов в нашем банке решения принимаю я. И все проблемы, связанные с невозвратом кредита или его качеством - мои личные проблемы. Может быть, в связи с этим за 15 лет работы банка у нас нет невозвращенных кредитов. То есть нужна личная ответственность за принятие решений и отсутствие "коллегиальщины". Кстати, опыт показывает, что малые рыночные банки надежнее средних банков, работающих по системе "карманных" банков, потому что в сложной ситуации последние становятся заложниками интересов своих владельцев, то есть превращаются в источник средств для основного бизнеса владельца.
в: А как бы вы выбирали надежный банк с точки зрения клиента?
о: С точки зрения владельца бизнеса, обслуживающегося в банке, или вкладчика для меня было бы очень важно, имею ли я возможность общаться с первым лицом банка, с лицом, принимающим решения. В банке "Металлург" любой клиент может встретиться со мной и получить информацию "из первых рук". Что, собственно, и происходило в самые напряженные моменты текущего кризиса.
в: Стоит ли обращать внимание на то, откуда банк черпает финансовые ресурсы, от клиентов или путем межбанковских и прочих кредитов?
о: Несомненно. Если исключить из рассмотрения остатки на расчетных счетах клиентов и иные средства до востребования и вести речь о так называемых "длинных деньгах", которые могут использоваться банком для проведения собственных операций, то, грубо говоря, можно выделить два направления их формирования. Первое - за счет собственных средств (капитала), вкладов граждан, депозитов организаций. Другой способ - постоянное перекредитовывание на межбанковском рынке. Последнее выгодно в спокойное время, ведь зачастую средства привлекаются по более низкой процентной ставке, чем средства от вкладчиков. Но кризисные времена показывают следующее: ресурсная база, сформированная за счет средств клиентов, более устойчива при всей своей неповоротливости и дороговизне. Именно такая модель ресурсной базы характерна для малых банков, поэтому у нас не возникает проблем с ликвидностью. 
в: Но относительно небольшое количество клиентов разве не осложняет работу в условиях кризиса? 
о: Нет, это значит, что в критический момент я имею возможность оперативно провести переговоры с каждым лично и избежать оттока вкладчиков. Назначение малого банка - быть инструментом получения прибыли для вкладчика. Поэтому в конце 2008 года ресурсная база банка "Металлург" в рублевом эквиваленте не уменьшилась. За время кризиса мы ни разу не задержали платежи клиентам и ощутили приток клиентов, пришедших к нам по рекомендации. Малый банк неплох хотя бы потому, что он весь на ладони и можно всегда оценить степень его надежности.
Юрий Карасев
Известия
Поделиться
Комментировать