ЦАРЬ ИРОД НА ПАЛОЧКЕ

Весьма необычный кукольный спектакль показали в семинарском корпусе Ярославского музея-заповедника.Рождественская «Драма о царе Ироде» стала частью конкурсной программы IV Областного фестиваля профессиональных театров, посвященного 150-летию со дня рождения Константина Станиславского. Автор инсценировки и режиссер невиданного по красоте действа - артист-кукловод Ярославского театра кукол Никита Тимошин.
Вместе со своими однокурсниками он создал проект «Посолонь». Это символ заходящего, то есть уходящего на покой Ярилы-Солнца. Для того чтобы рассказать о рождении младенца Иисуса Христа, авторы собрали множество текстов, украинских, русских, польских, и сделали компиляцию.
Изначально вертепный театр зародился в Средние века в Польше, но с другим названием «шопка», что означает «сеновал». Там вертеп был одноярусным. Стержневые куклы «на потыках», палочках кукольники передвигали посредством прикрепленной снизу проволоки по щелям ящика. А трехъярусный вертеп характерен для Сибири.
«Расти, расти, деточка. Зеленая веточка, весенняя почечка, сынок или дочечка. Расти, расти, зернышко, серебряно горлышко, душенька нетленная, дитятко моленное…» Настоящая находка - акапелльное хоровое пение, при котором душу охватывает восторг и волной накатывает благость. Жаль только, что нет свечей, создающих ощущение таинства. Здесь все непривычно: вместо ширмы большой ящик. Его открывают, как окошко, - распахиваются створки, а там шторки в два ряда. Наверху - ясли, где родился Иисус, внизу - царство Ирода, по чьему приказу, как известно, было умерщвлено 2200 младенцев.
Под звуки бубна и флейты развивается знакомый библейский сюжет. Вот святое семейство спешно бежит на маленьком ослике в далекий Египет, Ангел утешает безутешную Рахиль, которая не смогла уберечь от погибели свое чадо. А вот смерть отрубает косой голову кровопийцу Ироду, и черт «прибирает его душу и кости», уволакивая в преисподнюю.
«Драма о царе Ироде» - не первое творение участников проекта. В Рязанском областном театре кукол, где одно время работал Никита Тимошин, была представлена блоковская поэма «12» в очень редком жанре теневого театра. Сам Никита человек очень разносторонний. Помимо театра, увлекается рок-музыкой, исторической реконструкцией. Любит путешествовать автостопом. Без ума от котов. И даже сыграл это своенравное животное в спектакле «Что за прелесть эти сказки».
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать