«Иоганн Себастьян Бах и органная музыка XIX-XX веков»

Авторский цикл заслуженного артиста России, органиста, профессора Александра Фисейского. Концерт второй: И. С. Бах и французский Романтизм
1 ноября / воскресенье, 19:00

Фонд «Коллегиум Музикум» представляет: 1 ноября в соборе Святых Петра и Павла пройдет второй концерт авторского цикла профессора Александра Фисейского «Иоганн Себастьян Бах и органная музыка XIX-XX веков». На вечере в исполнении маэстро прозвучат произведения Иоганна Себастьяна Баха, Леона Боэльмана, Сезара Франка и Луи Вьерна.


«Изучайте Баха! В нем вы найдете всё», — говорил Иоганнес Брамс. В истории органной музыки нет ни одного крупного музыканта, избежавшего воздействия колоссальной фигуры немецкого мастера. Новый цикл выдающегося российского органиста Александра Фисейского дает возможность соприкоснуться с крупнейшими школами органной музыки сквозь призму Баха. Каждый концерт посвящен одному направлению (немецкий, французский и русский романтизм, первая и вторая половины ХХ века), но все их объединяет вселенная Иоганна Себастьяна Баха.

Второй концерт объединит музыку Баха и сочинения крупнейших французских композиторов-органистов романтической школы: Сезара Франка, Леона Боэльмана и Луи Вьерна. XIX век в музыке Франции — век грандиозного обновления. Появление крупных музыкальных заведений, где создавались классы игры на органе, а также революция в органостроении и появление больших инструментов дали обильные плоды во второй половине столетия — Франция подарила миру плеяду великих органистов, открывших новые горизонты в восприятии органа, технике игры и органной композиции. Результатом стало появление сочинений столь же грандиозных, сколь грандиозны были новые французские романтические органы.

В это время рос интерес к старинной музыке и органисты испытывали сильное влияние музыки Баха, к тому времени вернувшейся из забвения и притягивавшей огромное внимание. Преклонялся перед баховским гением Сезар Франк — крупнейший французский композитор XIX века и органист Базилики св. Клотильды. Современники называли Франка-органиста единственным поистине равным Баху. Его линию продолжал Леон Боэльман, соединивший звуковую палитру современного органа с романтизированными образами средневековья. Луи Вьерн — слепой органист-виртуоз, 37 лет служивший в парижском соборе Нотр-Дам — был знатоком баховского наследия, цитировал хоралы Баха в своих сочинениях и работал над изданием произведений немецкого мастера. Легенда гласит, что умер Вьерн во время своего 1750-го концерта — число, совпадающее с годом смерти Баха.

 

Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.

Популяризация национального органного наследия — еще одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Прелюдия соль мажор, BWV 568

Маленький гармонический лабиринт, BWV 591                                   

Хоральные обработки:

O Lamm Gottes, unschuldig, BWV 656

Nun komm’, der Heiden Heiland, BWV 659

Ein’ feste Burg ist unser Gott, BWV 720

Ария фа мажор (по Ф. Куперену), BWV 587

Пассакалия до минор, BWV 582

Леон Боэльман (1862-1897)          

Готическая сюита, соч. 25:

Интродукция – Хорал

Готический менуэт

Молитва к Деве Марии

Токката

Сезар Франк (1822-1890)

Пастораль, соч. 19

Луи Вьерн (1870-1937)

Финал из Симфонии № 1

 

Поделиться
Комментировать