О странностях любви, о странностях людей

Странная, странная жизнь. Особенно, если приходится делить её только с самим собой. Если приходится прятать себя в четырех стенах, как в скорлупе. Нет числа жильцам, которые теряли здесь свои дни, нигде не оставив свой след, кроме, разве что, имени на этих самых стенах.
Премьера спектакля «О странностях любви» состоится в Волковском театре во вторник, 7 октября, на Камерной сцене. В понедельник, 6 октября, прошел предпремьерный прогон постановки.
 В основе спектакля режиссера Елены Олениной – одноименная пьеса Теннесси Уильямса. Прочитать оригинал смогут не все – в России произведение не стало известным. 
Его переводили на русский язык специально для спектакля. Ранее постановка почти не ставилась на сцене. Главные роли исполняют заслуженная артистка России Ирина Сидорова и Алексей Кузьмин.

Спектакль состоит из одного действия и продолжается без антракта. Главный герой снимает себе небольшую комнату с исписанными вдоль и поперек стенами. Прежде здесь жил какой-то русский, который умер в дальних краях, уничтоженный болезнью, а в качестве памяти по себе оставил только рисунок на стене и кошку по имени Ничего, которая всё ждет и ждет – напрасно — его возвращения.

Здесь обитают разного рода маргиналы под зорким оком зацикленной на собственных удовольствиях хозяйки. Неподалеку грохочет завод – есть, где устроиться. Повезет — заработаешь на жизнь и сливки для кошки. Не повезет  – заработаешь туберкулез или сумасшествие.

Герой называет себя призраком человека, тенью. «Вы говорите не со мной, а с тем, кого за меня принимаете». Он так и норовит уклониться от «голоса природы», о котором так настойчиво напоминает хозяйка, распахивая халат. Поэтому он не ложится с ней в постель («тело – только оболочка»), поэтому он заключает себя в четыре стены и изнурительную работу, лишь бы найти свой собственный путь к совершенству настоящей жизни.

Поначалу теряя себя, пропуская свою жизнь между пальцев, он вдруг находит любовь, доверие и тепло. Но в ком? Сумасшедший старик, который собирает пустые бутылки и печальная кошка, которая молча внимает  обоюдной безысходности. «Мой дом – крест, на котором вы меня распяли» — кричит старик, глядя на рабский труд и унижения, которые вынужден терпеть каждый «отверженный», будь то калека, нищий или работник завода. Экономическая выгода рождает новую мораль: ценить нужно деньги, а больных кошек стоит вышвыривать за дверь.

Спектакль продолжается около полутора часов, но время ускользает от зрителя. Действие захватывает (всё-таки на сцене воплощается Теннеси), интригует (в силу не постигнутого первоисточника), завораживает. Музыкальный ряд, танцевальные зарисовки, декорации быта (подвешенная кровать, тумбочка, табурет, дверь), игра со светом, сценическое действие являют собой стилистическое единство. После просмотра остается приятное ощущение отличного режиссерского вкуса.

На сцене разворачивается драма людского одиночества в мире, лишенном человечности, где развитие событий определяют алчность души и потребности тела. Герой на время теряет рассудок, уволенный с работы, растерзанный людьми, разочарованный в них же.

Но всё не так уж плохо, он ещё вернется. Есть еще просторы неба над головой, есть ещё спасительные стены и двое рядом – сумасшедший старик и верная кошка, которых нельзя ни найти, ни потерять, потому что они будут жить вечно. Человечность не умрет, даже распятая на кресте.
Imenno.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе