Композитор Николай Морозов: «Музыка рождается на кончике языка…»

Известный композитор Николай Морозов не первый год сотрудничает с ярославскими театрами. Более того, это содружество и сотворчество уже принесло и театрам, и самому Николаю Александровичу не только зрительское признание, но и официальные лавры. Только в этом, 2014-м году, Николай Морозов был награжден в номинации «Лучшее музыкальное оформление спектакля» («Слово о полку Игореве» Ярославский ТЮЗ) на I международном театральном фестивале «У Троицы» (Сергиев-Посад); стал лауреатом в номинации «Лучшая работа композитора» (спектакль «Златовласка» Ярославский театр кукол) на V областном фестивале профессиональных театров (Ярославль-Рыбинск). Более того, спектакль «Златовласка» стал обладателем Гран-при, высшей награды этого фестиваля. И в этом – немалая заслуга композитора Николая Морозова. И этот список наград можно продолжать и продолжать.

В новом театральном сезоне, 88-м для Ярославского театра кукол, Николай Морозов продолжает сотрудничество с нашим театром. И ярославские кукольники этому содружеству очень рады. Николай Морозов - автор музыки к первому премьерному спектаклю этого сезона «Котенок по имени Гав», и, забегая несколько вперед, замечу, что и музыка, которая прозвучит в новогоднем спектакле театра кукол «Путешествие Голубой стрелы» тоже принадлежит «перу» Николая Морозова.  
Мы встретились с Николаем Александровичем буквально за несколько дней до премьеры спектакля «Котенок по имени Гав».
- Сегодня вы очень известны: много и плодотворно сотрудничаете с разными театрами в России и за рубежом, участвуете в конкурсах и фестивалях, преподаете. Однако ваш путь в музыку был не прост.
- Вы правы: ничто не предполагало, что мое будущее будет связано с музыкой. Мои родители были инженерами и никакого отношения к музыке не имели. В мечтах моей матушки я представлялся инженером, играющим на фортепиано, не более того. 

– Вы поступили в обычную музыкальную школу, будучи уже взрослым человеком…
- К тому времени я уже отслужил два года в армии, и работал на заводе электромонтером.  Мне был 21 год, а моим соученикам – шесть-семь лет. Некоторые педагоги в музыкальной школе были моими ровесниками. Я очень благодарен этим людям, которые во многом пошли мне навстречу, оставались со мной после занятий. Благодаря этому я окончил музыкальную школу экстерном, за год с небольшим. Но, надо отдать должное, к времени ученичества у меня был кое-какой музыкальный опыт. Будучи ребенком, я целый год учился у бывшей балерины Ирины Георгиевны Лунц – она давала уроки игры на аккордеоне. Инструмент был куплен старшим сестрам, а потом попал в мои руки.  Я тогда увлекся этим занятием, через год уже прилично владел инструментом, легко читал с листа и подбирал любую известную мне музыку на слух. Ирина Георгиевна убедила моих родителей приобрести пианино и наказала: когда у Николая будет первый концерт, не забудьте меня пригласить.  Много лет спустя я привез первую учительницу музыки на свой концерт. Её предсказание в какой-то степени сбылось.   
-Однако вы не стали исполнителем…
- Нельзя начать заниматься музыкой в двадцать с лишним лет и думать, что ты станешь таким же исполнителем как Рихтер или Денис Мацуев. К исполнительской карьере надо идти, начиная с 4-5 лет. Хотя я и сейчас неплохо владею инструментом, многие сложные вещи могу сыграть. 
- А как пришло понимание того, что необходимо в музыке выбирать другой путь?
- Я начал заниматься музыкой, будучи взрослым человеком, у меня было очень много пробелов и мне было абсолютно все интересно. Многие полагают, что музыка – это только эмоции. Но нет – это наука, не зря  её изучали философы. Только изучая теорию музыки, я смог понять, что такое бесконечность. Я просто стал смотреть на мир другими глазами. Именно поэтому я поступил на отделение теории музыки, самое сложное, к слову.
- Но ведь и теоретиком вы не стали, начали сочинять.
- Сочинять я начал с детства. 
-А как это – сочинять музыку?
- Этого вам никто не скажет. Я могу попытаться объяснить, как это происходит у меня. Как это не покажется странным, музыка рождается на кончике языка. Я испытываю ни с чем несравнимый, необъяснимый словами вкус. Это происходит в момент зарождения идеи. Вот, например, я встречаюсь с режиссером, мы обговариваем материал, знакомлюсь с пьесой и… жду появления этого вкуса. Как только ощущаю его кончиком языка, я успокаиваюсь: значит, я настроился на нужную волну, и музыка будет.  Хотя  вы же понимаете, что для того, чтобы сочинять музыку, надо многое знать: музыкальные формы, инструментовку, сольфеджио, гармонию.  В работе композитора, как и в любой другой профессии, есть понятие «техника» - техника вождения автомобиля, техника владения куклой, техника письма. Мне понравилась одна фраза у Жванецкого: профессионализм – это постоянство результата. Ниже определенного уровня ты просто не имеешь права упасть, выше – можешь, ниже – нет. 
- Но, в таком случае, эта планка каждый раз поднимается выше?
- Конечно.   Я счастливый человек в том плане, что музыка не является для меня работой. Я так живу. И еще, только не удивляйтесь, я люблю работать «под топором». Эта одна из причин, по которой я люблю работать с театрами – здесь четко обозначены сроки. Потому что некогда ждать, пока тебя муза посетит. Это еще Петр Ильич Чайковский говорил: «Вдохновение – это гость, который не любит посещать ленивых». Если сидеть и ждать вдохновения, ты можешь прождать его всю жизнь. Вдохновение приходит в процессе работы, как аппетит приходит во время еды. Я люблю работать одновременно над несколькими проектами. Вот, например,  мое сентябрьское расписание: 3-го числа в театре на Литейном прошел мой спектакль, 5-го сентября другой мой спектакль отправился в Новгород, на следующий день, 6-го, БДТ с третьим моим спектаклем поехал в Горноалтайск, потом премьера «Котенок по имени Гав» на сцене Ярославского театра кукол, 11-го сентября Ярославский ТЮЗ с моим спектаклем «Слово о полку Игореве» едет на фестиваль в Новгород, 27-го у меня премьера в Петрозаводске… 
- Вы настолько жадны до работы?
-Не в том дело. Творчество мне напоминает сильно груженый вагон на рельсах. Когда ты его растолкал и покатил, дальше ты его только подталкиваешь слегка. Но если «вагон» остановиться, сдвинуть его с места будет ох как непросто. А когда один проект задумываешь, над другим работаешь, третий – реализуешь, идет цепная реакция, мозги переключаются с одного на другой, и ты всегда работаешь со свежей головой.
- Чем вас привлекла пьеса Григория Остера?
-  Пьеса чудеснейшая, полный восторг! И дело вовсе не мультфильме, который мы все смотрели.
-Вам не кажется, что именно в том, что «все смотрели» и кроется самая большая опасность, соблазн повтора?
- Тут все зависит от режиссера. Алексей Смирнов, режиссер Ярославского театра кукол, в этом плане большой молодец. От него не услышишь: вот текст, подумайте что-нибудь. Нет. Он полностью разрабатывает, продумывает спектакль  и дает тебе такой мощный эмоциональный посыл, что ты просто ловишь его, как мяч, и сразу подключаешься к работе. Драматургия Остера - просто блеск! Она так красиво  и обаятельно выстроена, и я совершенно не воспринимаю этот материал как детский. Тут много есть интересного для взрослого зрителя.
- В спектакле звучит потрясающей красоты блюз. Откуда эта идея? 
- Это опять заслуга Алексея Смирнова. Он написал тексты песен, а когда я увидел кота, придуманного художником Еленой Бересневой, то именно текст и образ кота продиктовали единственно возможную в данном случае мелодию. Это был блюз.  Мне очень нравится и текст Остера, и то, как решено сценическое решение спектакля, и сами куклы… Искренне надеюсь, что спектакль у нас получится, мы все очень для этого стараемся. 

... Наш разговор оборвался на полуслове: начиналась последняя репетиция спектакля. Но обязательно будут новые встречи, и тогда, я надеюсь, Николай Александрович выберет время и объяснит мне, почему же нот именно семь, а не шесть и не восемь?  Ведь это так интересно...


 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»