Ярославцы еще не готовы инициировать проекты, но уже готовы в них участвовать

Юлия Кривцова, куратор Регионального агентства творческих инициатив LIFT проект и творческой площадки «Текстиль»:«Ярославцы еще не готовы инициировать проекты, но уже готовы в них участвовать»

Юлия Кривцова и Сергей Кремнев – авторы и идеологи авангардных фестивалей, проектов, связанных с современным искусством. Юлия Кривцова в интервью порталу 76.ru рассказала о том, почему так важно продвигать творческие инициативы и современную культуру, как знакомить людей с искусством и как объединить абсолютно разных людей.

– Недавно в Ярославле прошел «Большой обед». Оправдались ли ваши ожидания от этого проекта?

 

– «Большой обед» прошел у нас в городе уже во второй раз. Нам хотелось, чтобы люди в этом году не просто присоединились к самому обеду, а захотели сами организовать «Большой обед» у себя где-то на территории. Может быть, в своем дворе, или на территории университета, где они учатся. Но такого не случилось. Это, наверное, одно из неоправданных ожиданий. В результате в Ярославле прошло только два «Больших обеда», а мы планировали около пяти. Один прошел у нас на Перекопе в «Текстиле», а второй – в Ленинском районе, в одном из дворов многоквартирного дома. Мы благодарны семье Арифулиных за то, что они выступили инициаторами и сделали все то, что требуется по инструкции для правильного проведения «Большого обеда», начиная с афиш, которые были расклеены по подъездам, и заканчивая столами, угощениями.

– Много людей посетило «Большой обед»?

– «Большой обед» во дворе прошел камерно. Не много соседей откликнулось. Мы понимаем, что город еще не готов инициировать проекты, но уже готов участвовать. На «Текстиль» пришло около 200 человек, из тех, кто регистрировался. Пришли и те, кто говорил: «Мы не будем садиться за стол, мы просто хотим посмотреть, что это такое». Но в результате они все равно оставались, присаживались за стол. Было очень много людей, но атмосфера была очень дружелюбной. Очень комфортно, потому что люди были в отличном настроении. Спрашивали рецепты, делились едой, которую приготовили. Очень порадовало то, что это действительно был обед – мы сели за один большой стол, который поставили через всю площадь на «Текстиле», и получилась действительно совместная трапеза. Очень красивый момент.

– Разница с прошлогодним «Обедом» ощущалась?

– В прошлом году на «Большом обеде» было много активных мероприятий: и игр, и мастер-классов. Поэтому люди много ходили, перемещались из одного пространства в другое. А здесь мы были как-то более сконцентрированы в одном месте. И еще одно отличие: в прошлом году «Обед» был в парке, на открытой площадке на набережной. Многие люди просто проходили мимо, не понимая, что происходит. Все равно это мешало... Но в этом году мероприятие прошло на оформленной территории и все получилось по-домашнему уютно. Хочу отметить, что никто особо не напрягался. Все прошло без сверхъестественных усилий. Многие пришли заранее, помогали друг другу. Расставляли стулья, украшали пространство. Вместе обедали и вместе убирали территорию. Никому не нужно было ничего объяснять. Люди сами все уже понимали. Даже волонтеры, которые обычно всех координируют и помогают – они отдыхали в этот раз и наслаждались моментом.

– Кто участвует в таких мероприятиях? Кто она – ваша аудитория?

– Для нас очень важно, чтобы это были разные люди. Мне, например, неинтересно делать такой проект только для молодежи, или только для семей с детьми. Очень хочется, чтобы территория привлекала разных людей и эти разные люди видели друг друга, и учились друг друга понимать, общаться. На «Обеде» были люди с маленькими детьми, со взрослыми детьми, была молодежь и люди преклонного возраста. Особенно приятно было видеть, как местные перекопские бабушки, проходя мимо ворот и видя, что там происходит какой-то праздник и много счастливых людей, заглядывали (видно было эту сложную внутреннюю работу) и все-таки делали шаг вперед. Их тут же подхватывали разные люди, начинали с ними общаться, сажали за стол. То есть коммуникация складывалась сама собой. Это очень здорово, что это именно разные люди, а нет некой целевой аудитории, на которую мы работаем.

– У вас за плечами много проектов самой разной направленности. Какой из них был самым запоминающимся?

– Сейчас для меня это проект, связанный с «Красным Перекопом». Первый проект мы сделали в 2007 году, и до сих пор вспоминаем его, потому что это было сумасшествие, смелость и мне кажется, что сейчас я бы уже была не способна вот так действовать. Тогда мы пришли к директору фабрики «Красный Перекоп» и сказали, что нам нравится эта площадь. Причем это не «Текстиль», который рядом, а мы хотим использовать пространство самый фабрики. Попросили: «Откройте нам цеха». В этом цехе будет мастер-класс по современному танцу, здесь – по современному театру, здесь люди будут учить иностранные языки, здесь – фотовыставка. Нам хотелось сделать такой проект «Мануфактура»: фабрика работает, люди продолжают работать на своих станках, но при этом приходят другие люди, которые тоже трудятся, но творчески. Директор разрешил открыть фабрику на целый день. Конечно, люди проходили по временным пропускам, но тем не менее, мы до сих пор помним этот день. С утра и до позднего вечера. Мы пригласили французский театр, и вместе с актерами ТЮЗА и театром современного танца они делали лабораторию, посвященную жизни на фабрике. Это было очень любопытно, потому что на фабрике, если ходить по цехам, невозможно дышать, ведь основной материал – хлопок, и он сразу забивается в глаза, нос, рот. Это очень своеобразное ощущение. Актеры исследовали это состояние сложности дыхания. И после лаборатории, современного танца и театра к нам подходили рабочие фабрики, обнимали. Одной французской актрисе они подарили платочек. Сказали, что они почувствовали глоток свежего воздуха и что-то поняли про то место, где они каждый день работают. Для меня было ценно, что это было абсолютно современное искусство. Не социальные практики, которыми мы сейчас занимаемся. И что особенно важно, это современное искусство оказалось понятным и его приняли.

– Что там будет происходить зимой?

– Будущей зимой, скорее всего, будут «Городские выходные», какие были этой зимой. Мы планируем сделать отопление в самом цехе. И поэтому, скорее всего, будет работать и сам цех, и площадь. Мероприятия обязательно будут. Но в июле у нас начнется процесс строительства, и от того, когда он завершится, будут зависеть дальнейшие планы.

– Как набирается команда организаторов проектов? Легко ли к вам присоединиться?

– Мы очень открыты. Любой пост, любое сообщение завершаем словами» «Присоединяйтесь!». Когда в городе подобными проектами занимаются один–два–пять человек – это безрезультативно, не так ценно. Но когда люди присоединяются, а еще важнее, делают сами – нас это очень радует. И мы никогда не воспринимаем это как конкуренцию. Наоборот, мы воспринимаем это на ура. Если кто-то тоже этим занимается, значит, в наших проектах людям будет легче. Уже более полугода мы организуем открытые рабочие встречи. Они проходят в time cafe «Самое время», и любой человек может прийти. С любой идеей. В принципе, так и происходит. Кто-то присоединяется к нашим проектам, кто-то хочет организовать свой, например, литературный фестиваль. Мы работаем, подсказываем что-то, проводим мозговые штурмы. Мне интереснее не когда мне приносят какую-то идею, потому что у нас самих их миллион. Гораздо интереснее подсказать, помочь человеку, чтобы он сам это сделал. Я за то, чтобы идей были тысячи, и авторов, и кураторов было много.

– Кто работает с вами?

– Наша команда – пять человек. Эта команда работает год. Вообще наша организация работает с 2006 года и основной костяк – два человека – Сергей Кремнев и я. Остальные люди меняются. Прежде люди присоединялись к нам на проекты. Но сейчас, в течение года, мы работаем сложившимся коллективом. Почти все эти люди имеют еще одно место работы и выделяют максимально возможное время, чтобы заниматься еще и городскими проектами. Сейчас я – единственный человек, который работает на полный график.

– Юлия, расскажите, почему вы решили заниматься творческими проектами?

– Я работала в центре современного искусства «Арс-форум». Пришла туда, потому что училась в аспирантуре, защищала диссертацию по перформансу, и мне было интересно современное искусство. Я пришла работать в единственный в Ярославле центр современного искусства, которого сейчас уже, к сожалению, нет. И там мы с Сергеем Кремневым начали пробовать развивать это направление. Мы сделали киноклуб, делали перформанс-лаборатории, занимались современным танцем. И в тот момент, когда двери «Арс-форума» закрылись, мы, по сути, оказались в городе. Сначала мы стали пробовать разные площадки: библиотеки, торговые центры, башни, улицы, набережные. Проводили выставки, кинопоказы, спектакли, но немного в другом контексте. Потом мы пришли к тому, что нам захотелось сделать какие-то новые маршруты в городе. Мы мечтали иметь свою площадку, но к этому мы пришли лишь в прошлом году, когда нашли место, которое мы назвали «Текстиль», и сейчас работаем над этим.

– Существует на «Текстиле» общая концепция, общая идея?

– Вы знаете, дело в том, что «Текстиль» пока не открыт, как «Новая Голландия» в Питере, например. У нас не было такой идеи – мы что-то создадим, придумаем правила и будет какая-то единая идея – мы открываем двери и, пожалуйста, приходите, пользуйтесь. Мы сказали, что в течение первого года мы будем просто пробовать разные форматы, смотреть, что вообще за люди будут приходить. Потому, что это новое как для нас, так абсолютно новое и для города. Нам неинтересно что-то придумать и потом дать людям это «съесть». Очень хочется, чтобы это формировалось и складывалось вместе. Но некая идея для нас всегда очень важна. Идея, ценности, которые у нас есть. И на «Текстиле» даже есть правила, потому что правила, объединяющие людей, должны существовать. Что касается последнего года, то для нас объединяющей идеей была встреча горожан. Если задуматься, сейчас в городе нет площадок, где разные люди могут просто посмотреть друг другу в глаза и при этом не возненавидеть как, например, в толпе в День города или 1 мая. И это не торговый центр, где люди объединяются немного на другой почве. Очень хотелось открытого, свободного пространства, что не требует покупки билетов, не обязывает ни к чему. Но куда ты приходишь, тебе не говорят, куда идти и что делать, и где нет человека с микрофоном. Я даже думаю, что его не нужно и покупать. И давать людям свободно перемещаться, следовать своему пути внутри этой городской площади. Вот эта идея городской площади мне очень нравится, потому что город – это прежде всего площадь.

– У вас есть конкуренты?

– Нет, нет. Я иногда думаю, может, торговые центры наши конкуренты? Потом понимаю, что нет. Ведь те люди, которые предпочитают идти с детьми в торговые центры – это все-таки не наша аудитория. Пусть вокруг нас собирается критическая масса тех людей, у которых уже сейчас потребность провести день с ребенком или в городе – но именно в таком формате.



Оригинал материала: http://76.ru/text/person/803921.html?full=3
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе