Фальшиводипломники

Историк и журналист Илья Смирнов — о том, почему подлинные дипломы иногда бывают хуже липовых.

В азарте охоты на чиновников и депутатов, которые получили ученые степени посредством плагиата (= воровства), потерялось главное. Имеют ли все эти фальшивые дипломы какую-то научную ценность?

Илья Смирнов. Фото из личного архива

Зачем мне бумага, что я — лауреат международных оперных конкурсов, если я петь вообще не умею? Только на посмешище себя выставлять.

В нормальных условиях фальшивая корочка может понадобиться разве что профессиональному мошеннику: побыстрее «срубить бабки» и бежать, как гроссмейстер Бендер из Васюков. Но в нашем случае заказчики — совсем другие люди, вполне респектабельные. И круг их интересов очень характерный. Заметьте: липовые диссертации как-то не защищаются по астрофизике, нейрохирургии или по систематике морских ежей. Шумерский язык и монастырское землевладение ХV века тоже не популярны на рынке аттестационных услуг.

Прогулявшись по сайту «Диссернет», вы встретите многочисленных экономистов, юристов, социологов, историков (новейших) и в их дружных рядах какого-нибудь одного случайно затесавшегося агронома по картофелю. Алгоритм фальсификации довольно прост. Выбираются такие специальности, где и вузовский диплом ничего не значит. Там в принципе не предусмотрены критерии, по которым можно было бы отличить исследовательскую работу от «дискурса» (= трепотни).

И в СССР наука успешно прирастала трудами на тему «Интенсификация и обобществление производства в экономической системе социализма: закономерности развития и диалектика взаимодействия». Но после приобщения к «открытому обществу» стало не лучше, а много хуже.

Потому что эта болезнь не российская, а мировая.

Вот классический эксперимент американского физика, профессора А. Сокала: набор «умных» слов, заведомо лишенный смысла, был не только опубликован в престижном журнале Social Texts в качестве научной статьи, но и стал предметом серьезных дискуссий между профессионалами неизвестно какой профессии. А потом, после разоблачения — вы думаете, кто-то извинился? Переквалифицировался в управдомы?

Нет, начались нападки на замшелых физиков, которые дискредитируют своими провокациями новейшую гуманитарную ученость.

Мой коллега и соавтор Авесхан Македонский уже много лет собирает перлы этой учености из отечественной литературы, выпущенной именитыми вузами и НИИ и украшенной официальными министерскими грифами. Как известно, Минобрнауки решает, допустить ли книгу к школьникам и студентам в качестве учебного пособия. И допускает: то эсеров-пацифистов, то питание солнечным светом (вкусное и здоровое), то «Велесовы» паркетные дощечки, то вологодский санскрит, то «десятки тысяч рыцарей», убитых в Грюнвальдской битве. А вот цитаты из «научного издания», которым нас осчастливил столичный академический НИИ. Причем издание «2-е, испр. и дополн.»

«Разумеется, самый внешний слой социумного сфероида перетек в акультурное поле, поскольку биологически он сродни космополитическому типу».

«Вырожденцы образуют некий новый подвид (а может быть, и вид) человеческого рода, так что эта борьба аналогична великой борьбе кроманьонцев и неандертальцев, то есть носит вполне естественно-исторический характер и укладывается в теорию эволюции».

«Религия — сущностный признак культуры, она носит расовый характер (как христианство для европеоидов)… Наибольший интерес представляет тот факт, что христианство, зародившееся на стыке рас как развитие лунных сотерических культов, стало религией именно белой расы и в качестве таковой — солнечным культом».

Конечно, всё может быть. Типографские рабочие в понедельник после Пасхи перепутали страницы и вставили в труды Института социологии кусок из журнала «Правый сглаз». Но после того, как социумные сфероиды стали предметом юмора и сатиры, в институте даже не почесались. Рекламный анонс «сотерического» издания продолжает украшать его сайт.

ЖКХ и торговля, хоть и без восторга, но вступают с гражданами в вежливый диалог по поводу качества товаров и услуг. Бормотологи до такого не снизойдут. Изредка они выражают негодование: по какому праву в их закрытое сообщество полезли посторонние с непрошеными комментариями?

«Дерьмо художника» является произведением искусства, а не дерьмом художника, поскольку в него вложены значительные интеллектуальные силы самого автора и тех сотен искусствоведов и философов, которые об этом писали и пишут. Не читав этого, понять это произведение (как и вообще современное искусство) невозможно».

Но обычная реакция — гробовое молчание. Васька слушает да ест (бюджетное довольствие).

Говорят, что шпаргалки — не большая беда, потому что в процессе переписывания юный оболтус волей-неволей приобретает какие-то сведения о предмете. Может быть, к диссертациям это тоже относится? Лучше переписать из старой чужой книжки что-то умное, чем заполнить 200 страниц безупречно авторской белибердой?

Оставим эту проблему для обсуждения в Академии наук.

Конечно, нельзя мазать всех экономистов и социологов (так же, как депутатов и чиновников) одной краской. Наряду с «дискурсами» публикуются нормальные исследования о производстве полезных продуктов и о том, как устроено общество. Но, к сожалению, честность не способствует академической карьере, скорее мешает (при прочих равных). Не так уж трудно отучить начальство от дурной привычки украшать себя побрякушками за несуществующие заслуги. Но нельзя приказом восстановить профессиональное сообщество там, где его больше нет.

И тогда перед нами в новом свете предстает старая проблема: почему за 14 лет в России так и не появилась внятная программа социально-экономического развития. А к кому следовало обращаться за помощью в ее разработке? К каким экспертам? К Дёготь? Илларионову? Гуриеву?

К ним и обращались.

Результаты налицо — «Болонские реформы» в образовании, в результате которых мы как раз имеем вместо реальных наук сферическую социологию и искусствоведение по экскрементам. А голос здравого смысла раздается вовсе не оттуда, где профессионально занимаются «интеграцией в общеевропейские парадигмы», а со стороны.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин считает необходимым увеличить в школах количество часов на изучение математики и физики, потому что «занятия физикой в наибольшей мере способствуют формированию будущего научного мировоззрения. Не говоря уже о том, что как раз физико-математические науки служат основой научно-технического прогресса».

А глава Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров заметил: «Молодежь, замученная реформами образования, не способна и не готова к реальности… необходимо вернуться к советским стандартам и отказаться от различных выкрутасов… Молодежи должны давать добротное образование, а не халтуру».

Давно пора!

Илья Смирнов

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе