Марчелли увидел в пьесе не очередное разоблачение интеллигенции «буревестником революции», а вечную на все времена смертельную схватку между миром мужчин и вселенной женщин. Неодолимую тягу к любви и теплу и одновременно разрушение себя и другого в смертельном союзе.
Свое существование маленькие люди разыгрывают как спектакль в дощатом балагане. (Художник-постановщик Владимир Боер). Безыскусный образ заявлен с первых минут заявлением режиссером-любителем Замысловым (А.Гончарук), видимо являющимся предводителем уездных любителей театрального искусства. Время от времени они появляются в кричащих костюмах с дико раскрашенными лицами, наглядно воплощая тезис о мире, который театр, и «людях в нем актерах». Но не этот очевидный режиссерский ход дает спектаклю нерв и заставляет неудобно ерзать зрителя в кресле (а то и покидать зал).
За мельтешением, истериками, грубыми адьюльтерами и тихой тоской героев спектакля возникает общее ощущение выхваченного и представленного на сцене дощатого балагана куска жизни нас, сегодняшних. Не героев, не трибунов - маленьких людей с частной жизнью, погруженных в суету, в заботу о хлебе насущном, судорожно хватающихся за надежду на любовь,как утопающий за соломинку.
В сущности, способность любить и становится пробным камнем, определяющим степень человечности каждого из «летних людей», дачников, проходящих мимо, лишь на минуту заглянувших в этот мир.
Пытаюсь сейчас определить, кто же из актеров наиболее ярок, и, наверное, впервые в жизни не могу, - настолько слитен ансамбль сильных актеров.
Удивительно глубока, нервна, как натянутая струна скрипки, утонченна, умна и иронична Варвара Михайловна в исполнении Екатерины Потаповой. По-детски смешна и простодушна «загадочность» декадентки Калерии (Анна Ходюн). Неприкрытым откровенным эротизмом брызжет «местная вакханка» - несчастная и недалекая Юлия Суслова (Наталия Рыбьякова). Сдержанна, замкнута, застегнута на все пуговицы потерявшая надежду на женское счастье Мария Львовна (Ирина Герасимова). Парадоксальную смесь из приниженности, скрытого психологического вампиризма, женского обаяния и склочности представляет в своей Ольге Илона Бродская.
Мир противоположного лагеря – мужского – не менее ярок. Брутальный и неуклюже нежный «правдоруб» Влас (Руслан Шапорин), напоминающий босяцким обликом самого молодого Пешкова. Раздираемый неразделенной любовью к Варваре Рюмин (Владислав Пузырников). Карикатурно расплывшийся, сознающий безвозвратность ушедшей жизни Шалимов (Евгений Смирнов), пошлый хлопотун, толкущий вечную воду в ступе - Сергей Басов (Валерий Алексеев). Даже в проявлениях лучшего из чувств не находят «летние люди» ни меры, ни слова, демонстрируя в отношениях изящность слона в посудной лавке. Грубо флиртуют, побеждают или терпят унизительное фиаско. Задиристо декларируют значение хлыста и дрессуры применительно к женскому полу. Но «дар, полученный при рождении», как определял любовь режиссер, не прощает предательства никому. Эпиграфом к действию и эмоциональным финалом звучит ария «Простите навеки, о счастье мечтанья» из вердиевской «Травиаты».
В «Дачниках» Марчелли вновь прибегает к своему излюбленному приему – игре с хрестоматийным, давно изученным текстом классика. В начале текст словно мешает героям. Они захлебываются, тонут в бездне извергаемых слов, которые становятся не способом коммуникации, а символом разобщения. И в финале и гневная отповедь Варвары «опустившимся, жалким людишкам», ее порыв уйти в светлую жизнь к «здоровым, рабочим людям, приносящим пользу», и реплики о жизни, которыми перебрысываются остальные участники драмы, звучат пародийно-сниженно, как текст тысячу раз читанной пьесы на трехтысячном представлении, пустые слова, в которые никто не верит. Правда оказывается в горько-слитных объятиях, в которых замирают прорвавшиеся сквозь страх и недоверие друг к другу Влас и Марья Львовна. Правда оказывается в дружеских охранительных объятьях, в которых держит изверившуюся Варю юная Соня.
Пьеса Горького расставляла четкие акценты в пользу «здоровых, рабочих людей» и клеймила расхлябанность и душевную пустоту интеллигентов, забывших свое народное происхождение.
Спектакль Марчелли оставляет ощущение зыбкости, тревоги и жалости к маленьким людям, жалости не презрительной, а сочувствующей.
СПРАВКА
Омский государственный академический театр драмы - старейший театр города Омска, основанный в 1874 году на деньги, собранные омским обществом по подписке. Здание театра, являющееся памятником истории и архитектуры, построено в 1905 году на средства, выделенные городской думой. Автор проекта - архитектор Иллиодор Хворинов. С 1983 года театр носит звание «академический».
Омская драма дважды удостаивалась Государственной премии Росссийской Федерации имени К.С. Станиславского: в 1973 году - за спектакль «Солдатская вдова» Н. Анкилова, в 1985 году - за спектакль «У войны не женское лицо» С. Алексиевич. Омский академический театр драмы - лауреат шести Национальных театральных премий «Золотая маска». Театр постоянно участвует в международных и российских фестивалях, гастролирует по стране и за рубежом.
Во все времена явной была востребованность Омского драматического. Сегодняшняя труппа Омского академического театра драмы богата талантами и производит впечатление слаженного, хорошо сработанного и сложного механизма. В течение многих десятилетий она признается одной из самых интересных и ярких в России. Раскованным, внутренне свободным, необычайно увлечённым своим делом актёрам удаётся оправдывать любые режиссёрские решения, с одинаковой эмоциональной отдачей существовать в разных по объёму ролях. Актеры театра не раз становились лауреатами престижных театральных премий как российских, так и зарубежных фестивалей.
С марта 2009 года главный режиссер театра - Георгий Цхвирава.
Раз в два года Правительство Омской области и Омский государственный академический театр драмы проводят Международный театральный фестиваль «АКАДЕМИЯ».