Тайна дома, преданного забвению

Сразу же за поселком Никульское, если перейти через дорогу на Тутаев, – село Алексейцево. Там стоит церковь, а за церковью – большой двухэтажный дом, похожий на барский. 

Сейчас от дома остались только стены, крыша уже давно провалилась, и на земле лежат балки перекрытий, битый кирпич, штукатурка. Из стены выступают остатки кафельной печи, зловеще зияя разбитыми кобальтовыми изразцами, время изготовления которых можно датировать приблизительно первой половиной XIX столетия. На фасаде здания – пилястры, над которыми в верхней части под антресолью – декоративные элементы. Внутри дома – следы многочисленных перестроек.

Кому же принадлежало это отданное на произвол судьбы здание? За ответом идем на кладбище – иногда многие вопросы могут разрешиться именно там. И вот у южного фасада церкви видим проваленный склеп, который давно разграблен вандалами. Недалеко от него, в кустах, сиротливо ютится небольшой памятник из черного гранита, а на нем надпись: «Здесь покоится тело младенца Николая Владыкина, родившегося 20 апреля 1843 года, скончавшегося 30 марта 1847 года в Москве». Но почему умер в Москве, а похоронен здесь? Среди дворянских родов Российской империи фамилия Владыкиных действительно существовала, и среди шести родов этой фамилии один был записан во второй части родословной книги Ярославской губернии. Возможно, эта ветвь дворян Владыкиных могла восходить к нашему Ярославскому краю, Тутаевскому району (бывшему Романово-Борисоглебскому уезду), к селу Алексейцеву, где могло существовать их имение, от которого в настоящее время остались этот полуразрушенный дом и церковь. Но вопрос этот спорный и мало изучен, поэтому можно только предполагать. 

В XVIII веке среди дворян Владыкиных упоминается русский поэт Иван Афанасьевич Владыкин, который умер между 1792 и 1802 годами. Интересной подробностью в его биографии является то, что с 1761 года он служил надворным советником и полицмейстером в городе Ярославле. На этой службе он находился до 1765 года. Затем уехал в Санкт-Петербург, где был произведен в коллежские советники и служил в качестве члена Петербургской конторы конфискации. До сих пор неизвестно, где он провел остаток своей жизни. 

Иван Афанасьевич Владыкин был известен современникам как поэт духовного жанра. Среди его первых поэтических произведений «Элегия о смерти Петра Великого», «Поэма на похвалу истины, на обличение лжи, на подкрепление и утешение христиан, от различных приключений колеблемых и скорбящих» и многие другие. В 1750 году он приступил к работе над большим религиозно-философским сочинением в стихах, которое первоначально называлось «Вопрос к христианскому философу и на оный решительное изъяснение о человеке». Будучи апологетом духовной поэзии, Владыкин вызывал недовольство у членов светского общества, которые нередко насмехались над ним. Но Владыкин в своих многолетних трудах пытался понять место человека в божественном мироздании и на этой стезе первым поднял вопрос о добродетельной жизни человека в боге. Таким образом, этот человек действительно интересен, и если вдруг окажется, что он связан с Ярославской губернией и с имением в селе Алексейцеве, то можно пополнять списки известных ярославских поэтов уже c XVIII века. 

Но все же более вероятные владельцы усадьбы села Алексейцева – помещики Ханыковы, так как в 1816 году им принадлежали деревни в ее окрестностях – Залужье, Иванищево, Масленниково, Царево, Потоголово, Слизарево. Некоторые из этих деревень сохранились до нашего времени. На начало XIX века ими владели надворный советник Владимир Петрович Ханыков, капитан Александр Петрович Ханыков и помещик белого класса Степан Петрович Ханыков. Среди последних владельцев усадьбы села Алексейцева на конец XIX – начало XX века мог быть ротмистр Петр Петрович Ханыков. 

Неподалеку от села Алексейцева расположены еще два села – Малое и Большое Масленниково. В последнем родилась первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Раньше село Большое Масленниково называлось Анисово и было связано с другой известной дворянской фамилией – Майковых. Но имение Майковых не сохранилось. О его присутствии напоминают лишь декоративные посадки деревьев, окружающие пустырь, где когда-то, возможно, стоял усадебный дом. Существовала там и церковь, построенная на средства Майковых в 1796 году, освященная в честь иконы Толгской Божией Матери. Кстати, из рода Майковых вышли известные художники, писатели, поэты, театралы, и все они имели отношение к нашей Ярославской земле. На их средства учрежден ярославский Волковский театр. 

В то время, когда труппа актеров первого рус­ского театра еще только формировалась, она могла давать представления в стенах усадебных домов дворян Майковых и, может, даже Владыкиных, что могли жить неподалеку. И интересно, что именно здесь, в Романово-Борисоглебском районе, сложились благоприятные условия для зарождения нового культурного явления – русского народного театра. 

Грустно осознавать, что мы, современные сыны России, отдаем на произвол судьбы то, что оставили нам наши предки. Может быть, сейчас, пока еще не поздно, мы все-таки попытаемся сохранить то, что еще осталось. Хотя бы тот дом и ту церковь, где молились наши легендарные предки о сохранении, величии и процветании нашей великой России! 

Сергей КРЫЛОВ, краевед 


Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе