К юбилею Николая Гоголя

Праздничный вечер на хуторе близ Диканьки

Вечером 27 марта в Волковском случилось невероятное происшествие - театр стал волшебным хутором близ Диканьки. Слуга Хлестакова Осип по всей вероятности, был утопистом, когда мечтал об идеальной жизни: «Жизнь тонкая и политичная; кеятры, собаки тебе танцуют, и все, что хочешь. Разговаривают все на тонкой деликатности… Галантерейное, черт возьми, обхождение!» Такое обхождение во всей широте ощутила театральная публика, собравшаяся в Волковском на празднике Дня Театра. Румяные и статные парубки угощали появлявшихся гостей горилкой и знаменитым украинским салом А тем временем на сцену въехала бричка не бричка, воз не воз, не телега, а фура с парубками и дивчинами. В облике Гоголя предстал Валерий Кириллов. Сам Николай Васильевич постарался – весь Волковский хутор близ Диканьки вывез на сцену! 

На сцене закипела хуторская жизнь. Параска, она же Одарка, она же Оксана (потрясающая своей наивной лихостью и отвагой Ирина Наумкина), ее ухажер кузнец Вакула (Николай Шрайбер), Солопий Черевик с Солохой (Игорь Сидоренко и Людмила Пошехонова), Бобчинский и Добчинский (спародированные Русланом Халюзовым и Виталием Даушевым - исполнители этих ролей в «Ревизоре» Андрей Зубков и Игорь Сидоренко), хуторские бабы – Ирина Сидорова, Татьяна Малькова…. И множество студентов театрального вуза в роли парубков и дивчин в национальных украинских костюмах – все цветасто, все звонко, настоящее эпикурейское вольнодумство царило и на сцене и в буфетах театра. Как и говорил Хлестаков «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Правда, собак не было, вместо них на сцену выбежали обезьяны, вместе со своим мастером Тиграном Акопяном. Кривляясь и хохоча, двенадцать вполне натуральных обезьян, шимпанзе и павианов, среди которых были и мамы с маленькими близняшками, пародировали известных эстрадных кумиров. Кстати, вышло все вроде бы случайно, но Гоголь родился под знаком Обезьяны. Люди знака Обезьяна — прирожденные художники. В исполнении Валерия Кириллова Гоголь был похож на памятник писателю работы скульптора Томского. Был деловит и сосредоточен, объявлял номера, распоряжался. Скажем сразу, великая новость состояла в том, что Гоголю на Волковской сцене наконец-то удалось одолеть нечистую силу. Никакой мистики, призраков или нечисти, духов, или Вия! Режиссер Хома Брут с подачи Гоголя реанимировал Панночку. Реанимации способствовал реанимобиль, то бишь супер-тренажер, возвративший Панночке ее жизнь и юность. Парубки, с ироническим восхищением наблюдавшие реанимацию классики, ее новую жизнь и воскрешение, отчаянно скандировали в ритме рэпа: «Блажен, кто верует тепло ему на свете…» Это все адресовалось Хоме Бруту, отважившемуся на постановку в Волковском другого бессмертного классика. Гоголь был здоров, уверен в себе и жизнерадостен. Он рассудительно и здраво взирал на мир. Большие оригиналы, создатели праздника – артисты Кириллов и Сидоренко! Они придумали яркий зрелищный концерт, вполне достойный гоголевской Диканьки. Правда, несколько перегрузили праздник народным балетом и другими самодеятельными танцевальными ансамблями. Для наполнения программы, так сказать, хотя в Волковской Диканьке на хуторе обитают исключительно профессионалы. 

А еще знакомая всем Агафья Тихоновна думала-гадала, в какой театр ей идти… «Такое несчастное положение девицы, особливо еще влюбленной. Право, такое затруднение - выбор! Если бы еще один, два театра в Ярославле, а то четыре! Как хочешь, так и выбирай. ТЮЗ недурен, хотя, конечно, худощав; Кукольный - тоже недурен. Да если сказать правду, Камерный тоже хоть и толст, а ведь очень видный театр! Прошу покорно, как тут быть? И Учебный театр с достоинствами. Уж как трудно решиться, так просто рассказать нельзя, как трудно! Если бы взять худощавость ТЮЗа да сколько-нибудь развязности, какая есть у кукольного, да худощавость ТЮЗа, да прибавить к этому еще дородности Волковского.. Вот это был бы театр!..»

Жаль, что вечер сыграли для театральной тусовки только один раз и забыли о зрителе, о театралах, которых немало в Ярославле. Ну, если не 1 апреля, в день рождения писателя, то в какой-то другой день повторить это зрелище (без обезьян и ансамблей) вполне можно. Насытив его гоголевскими сюжетными мотивами.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе