Промыслите себе пропитание

Именно такую задачу – вынесенную в заголовок этой статьи – для своих учеников ставили педагоги России XIX века, вводя в школьные образовательные программы наряду с обучением грамоте обучение разным ремёслам. Возделывать землю, держать скот, владеть промыслом – на протяжении многих столетий были главными условиями выживания для подавляющего большинства крестьянского населения. «Промыслить пропитание» помогал промысел.

Едва ли не в каждом большом селе были свои кузнецы, ткачи, горшечники, игрушечники. Глобальные социальные перемены XX века нарушили связь человека с природой, и в неустанной борьбе за счастливое будущее люди словно подзабыли, что созданы по образу и подобию творца. Но создатель жил и живёт в каждом из нас и не даёт покоя, пребывая в постоянном поиске творческого выхода и творческой реализации. Открывшийся в Ярославле межрегиональный фестиваль народных художественных промыслов «Ярославский базар» – яркое тому подтверждение.

Перед входом в выставочный зал «Старого города» демонстрируют своё мастерство кузнецы из Мышкина. Они-то уж точно «промыслят на пропитание» и сегодня – их «чёрное кружево» востребовано в каждом коттедже и дачном доме. «Ярославский базар» встречает таким разнообразием промыслов, что буквально глаза разбегаются. Чего тут только нет! Резьба по дереву, вышивка, домотканые половики, ювелирные изделия, вязаные варежки, плетёная мебель, картины. Мастера – народ общительный, о себе и о своём деле рассказывают с удовольствием. У семейной артели «Родовая земля Ярославская» товар несколько необычный для такой ярмарки. Они вспомнили старинное дело – световодство – и стали вручную «катать» свечи из вощины. В доэлектрические времена такие нарядные большие свечи освещали только дворянские покои, простолюдины же пользовались сальными свечками. По соседству со свечами, очень напоминающими длинные вафельные трубочки, расположились свежевыпеченные хлеба. Их не продают, но угощают всех желающих. А заодно рассказывают, что наши предки никогда не пользовались дрожжами при замесе теста, потому что знали, что вреднее их для человеческого организма ничего нет. Русская закваска готовилась из зёрен пшеницы и ячменя и по виду напоминала густую сметану. Вот её купить можно, а там уж дело хозяйское – по старинным рецептам хлеб печь или пойти в булочную за батоном.

На «прилавке» другой участницы «Ярославского базара» – вязаные варежки и носки с цветочными и геометрическими узорами. Рядом с ними в небольшой коробочке – археологические находки – черепки горшка с расположенными в определённом ритме отверстиями. «Рисунок для вязаных вещей копируем с этих древних находок», – объясняет Ангелина Петровна Финошина из села Берендеева Переславского района. Она – мастер со стажем, а круг её интересов широк и не ограничивается только приобщением к традиционным промыслам. Когда 40 лет назад она приехала в село, сразу заинтересовалась его сказочным названием. Выясняя историю Берендеева, молодая учительница географии увлеклась книгами Пришвина. Любовь к родному краю, понимание единства всего живого на земле прививала своим ученикам с помощью слова этого великого рус­ского природоведа и философа. Он помог найти объяснение многим явлениям местной жизни. Например, откуда появились в этих краях длинные тёплые носки. Оказывается, привезли их сюда поволжские народы, которые вербовались на торфяные работы. Для того, чтобы войти в берендеевский торфяник, нужны были высокие сапоги с высокими носками. Мордовские мастерицы именно такие носки и вязали. А варежки девушки носили не только для тепла, но и для того, чтобы их не «сглазили». Любые варежки, связанные по традиционным старинным меркам, так складно «садятся» на руку, словно всю жизнь на ней и были. Ангелина Петровна работает не одна, ко всем своим делам – будь то экспедиция, вязание, издание книги – привлекает берендеевских ребят.

Рассказ другой мастерицы – Нины Васильевны Масловой, как и предыдущий, впечатляет не меньше её изящных вещиц из бересты. Проработав всю жизнь парикмахером, вдруг решила круто изменить свою жизнь. «Надоел нам с мужем город, вот и уехали мы в лес. Построили дом на Обноре, вокруг – никого, кроме зайцев, лис да волков. Муж занимается охотой, а я увлеклась берестой. Началось с малого – нашла в лесу кусочек бересты, попробовала, что можно из него сделать. И так понемногу пошло. Всему научилась сама и эскизы узоров сама делаю. Начинала только для себя, а теперь мои шкатулки и цветы даже во Францию уехали. Заказ оттуда получила на оформление кафе – берестяные вазы с цветами из бересты стоят на столиках парижского кафе». Перед мастерицей на столике россыпи берестяных вещиц – шкатулки, вазочки, серьги и кулоны, футляры под сотовые телефоны – воплощение творческой фантазии современной отшельницы.

Немало в последние годы появилось мастеров, освоивших ремесло плетения из лозы. Летом перед любым городским рынком продают пенсионеры корзины, корзинки и корзиночки на любой вкус. А вот Валерию Киселёву не пришлось ждать пенсии, чтобы приобщаться в свободное время к традиционному русскому промыслу. В 90-е годы остался без работы – попал под сокращение. Думал, что делать, а в руки случайно попала книга – самоучитель плетения из лозы. Знать не знал до этого, что такое лоза и как к ней подходить. Страница за страницей – и пошло потихоньку. Теперь, спустя 15 лет, ему есть с чем приехать на самую престижную выставку. За свои изделия не стыдно – и на вид красивые, и крепкие. С гордостью говорит: «В этом плетении чаще работают в двух стилях – деревенском и кантри. Деревенский – попроще, погрубее, а у нас вещи – аккуратные, изящные. Наш стиль – кантри».

Мастерица Алевтина Александровна Филатова, работающая в тончайшей технике фриволите – плетении узоров с бисером и камнями, оказалась в похожей жизненной ситуации. Осталась без работы и не знала, чем себя занять. В Интернете нашла материалы о старинном городском промысле, «барской затее» – фриволите. Начала с простых вещей и дотянула мелкие детали женского наряда до высокого уровня.

«Ярославский базар» несколько дней гудел как улей. Мастерам хотелось и между собой пообщаться, и новые работы в своём промысле посмотреть, а что-то и зарисовать. На фестивале заметны были рыбинские умельцы – их изделия из металла, картины из кожаных лоскутков, куклы, вышивка. А в резьбе по дереву им на всём базаре было мало равных. Мастерицы из Некрасов­ского привезли изделия с традиционной сложной в исполнении «белой строчкой», самодеятельные художники из Тутаева – изделия из дерева с ярославской росписью. Побывали на «Ярославском базаре» и ближайшие соседи – ювелиры из Москвы, живописцы из Холуйского художественного училища, мастера из Ивановского заповедника народного быта. Важно, что на этом фестивале можно было не только увидеть и купить изделия современных ремесленников, но и узнать много занимательного из истории русской культуры. Интересно и радостно было как народным мастерам, так и посетителям выставки. Почему? Наверное, потому, что в этом зале каким-то непостижимым образом всех объединила одна общая любовь – не к отдельному ремеслу, а к талантливой нашей России.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе