Юрий Коренев: «Розов дает прививку от расчеловечивания»

В Ярославле открылся V-й Розов-фест

Пятый Розовский фестиваль открылся в Ярославле. Со 2 по 7 марта на сценах Ярославского ТЮЗа будут показаны десять спектаклей московских и региональных театров.

Фестиваль выходит при поддержке Министерства культуры РФ, Ярославского областного департамента культуры, Росконцерта, ЯГТИ и ГИТИСа. Как отметил один из организаторов фестиваля главный режиссер Ярославского ТЮЗа Игорь Ларин, отбор спектаклей на фестиваль был весьма существенный – из 80 поданных заявок эксперты отобрали только 10 спектаклей. В афише столичные театры, такие как Московский театр имени Вл.Маяковского, Новый драматический театр, и региональные. География включает Алтай, Карелию, Челябинск, Няганск, Иваново и другие города. Хозяева фестиваля –Ярославский ТЮЗ покажут «Двадцать минут с ангелом» по пьесе А.Вампилова. Как пояснил президент фестиваля Сергей Розов, Розов фест, как и в прошлые годы, представляет не только спектакли по пьесам Виктора Розова, но и классических авторов – Достоевского, Гоголя, а из современников тех, кто близок Розову по духу – Шукшин, Вампилов.


Розовфест обращен не только к юным зрителям, но и к молодым артистам, осваивающим современные театральные практики. Перед каждым показом в фойе будут проходит своеобразные перформансы на тему предстоящего спектакля, подготовленные студентами Ярославского колледжа культуры. Перед спектаклем Московского театра имени Вл. Маяковского «В день свадьбы» в фойе царила веселая предсвадебная суматоха, включающая несколько невест, женихов, гостей на свадьбе. В интерактивное действие участники приглашали и зрителей. Здесь были и выкуп невесты, и поздравления под музыку, бросание букетов невесты, фотосессия, общие танцы, и даже…шуточная погоня с почти настоящей дракой. Устроители обещают, что тематические перформансы планируют разные, поэтому зрителям стоит сориентироваться с названием пьесы, которую они идут смотреть, чтобы включиться в общий интерактив.

Уже по сложившейся традиции в рамках фестиваля есть образовательная программа, ориентированная на студентов театральных институтов. В нее в этом году включены мастер-классы лауреата «Золотой маски» К. Люкевича по созданию спектаклей во внесценическом пространстве, Е. Николаевой, мастер курса по знакомству со сценической импровизацией, лекция и практикум «Пионерская игротека» руководителя проекта «Старинная игротека» П. Ершова.

Спектакли фестиваля идут одновременно на двух сценах – Большой и Малой. В день открытия Театр республики Карелия представил «Нос» по Н.Гоголю, а Московский академический театр им. Вл. Маяковского «В день свадьбы» по В.Розову. Студенческий спектакль Мастерской М.Карбаускиса в постановке Анастасии Имамовой вошел в репертуар театра. Драматурга Виктора Розова в советские времена упрекали в «мелкотемье», и, казалось бы, простая мелодрама о выборе между счастьем и долгом, действительно не претендует на шекспировские обобщения. Но спустя несколько десятилетий, розовские пьесы, в которых есть пристальный сочувствующий взгляд на человека, внимание к его душевным переживаниям, тихая интонация, лишенная крика и бьющих по нервам внешних приемов, оказываются ценными, а порой, просто необходимыми.

Внешне постановка А. Имамовой предельно реалистична: небольшое пространство малой сцены заполнено подлинными вещами эпохи 50-х-60-х годов XX века, создавая почти кинематографический реализм. Возникает ощущение некой дымки, которую набрасывает ретростиль, используемый в костюмах и оформлении (художник –постановщик Мариус Яцовскис). Сегодняшние молодые артисты выглядят как люди, сошедшие с фотографий из семейных альбомов, мелькающих в кадрах советских кинолет. Но подлинность и полнота проживания молодых актеров смягчают наивность и некую декларативность морального вывода пьесы Виктора Розова. В центре сюжета взаимоотношения молодых людей: Михаила Заболотного (М.Наумов), его невесты Нюры (А. Алесиевич). Накануне свадьбы Михаила и Нюры в доме царит суета, но состоится ли свадьба, если прежние чувства Михаила к девушке из детдома Клаве оказываются живы? Ощущение подлинности существования возникает с первых же минут, когда Игорь Салов (з.а. России Юрий Коренев) говорит о Волге, слушает пароходные гудки, словно голоса родных людей, когда эвакуированные из блокадного Ленинграда Михаил и Василий Заболотные в исполнении Максима Наумова и Семена Алешина   вспоминают детдомовской детство. Все это реалии подлинной жизни жителей ярославского края тех лет. И если перечитать выходящие в многочисленных изданиях записи воспоминаний жителей нашей области, то поражаешься, насколько точно Виктор Розов зафиксировал образ жизни, дух, настроения людей, окружавших его. И как бережно и правдиво молодые артисты Маяковки воплотили их, нашли те болевые точки, что вечно и волнует в любое время любые поколения: любовь и долг, допустимость жертвы в любви, дружба и порядочность. В чем они? Как поступить, когда судьба ставит тебя перед выбором?

Едва отзвучали последние слова финальной песни, зал единодушно встал, аплодируя. Светлый финал, вселяющий ощущение надежды, возможность вспомнить о том, что надо оставаться людьми, в любых испытаниях, - об этом снова напомнил драматург Виктор Розов и спектакль маяковцев. Как сказал на встрече актер Юрий Коренев, «Розов – это прививка от расчеловечивания».

Впереди еще несколько фестивальных дней, которые подарят зрителям немало впечатлений.

Светлана Гиршон, специально для «Культурной эволюции»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»