Юрий Итин: Надо научиться работать в предлагаемых обстоятельствах.

В апреле 2011года на должность директора Ярославского театра имени Ф.В.Волкова был назначен 46-летний москвич, кандидат экономических, доктор педагогических наук, профессор Юрий Итин. Прошло чуть более года, срок достаточный для того, чтобы новый директор не просто разобрался с положением дел на месте, но и смог оценить особенности работы в регионе. Обо всем этом с ним беседует Светлана Гиршон, специальный корреспондент газеты «Культура».
- Юрий Константинович, помнится, когда Вы только пришли в театр, местные газеты писали о Вашем намерении реализовать «теорию малых дел». Что из задуманного уже удалось сделать?
- Эта фраза была сказана во время представления труппе. И подавалась затем с некоторой иронией, но я считаю, что осознанное,  ответственное планирование конкретных вещей  более профессионально, чем прожектерство. Говорить в мае или апреле, что театр через короткое время будет реконструирован, зарплата будет как в Швейцарии или Скандинавии, а бытовые условия артистов будут соответствовать их представлениям о том, как должен жить артист федерального театра, было бы неверным.  Другое дело – что понимать под малыми делами. Если это будничная ежедневная работа администрации по созданию гармоничного климата в театре, пусть это будет малым делом. Если под малым делом понимать ремонт кассового зала, который долгое время находился в состоянии, напоминающем картину Пластова  «Фашист пролетел», и некоторых других производственных и цеховых помещений, то да, это малые дела. Кстати, во время своей первой встречи в «Славянском базаре» Станиславский и Немирович говорили не только о пяти направлениях, линий интуиции, чувств и т.д., но и о вполне  бытовых вещах. По сути, уважение к человеку начинается именно с этого. Конечно, можно было заявить: «театр находится в таком состоянии, что он должен немедленно встать на реконструкцию». Это хорошо в теории, но в реальности, на три года минимум, надо выселить театр в клуб с соответствующими издержками в репертуарной политике, в выпуске новых спектаклей. Я двумя руками за реконструкцию, но надо знать, что проект, сделанный двадцать лет назад, безнадежно устарел по всем нормам. Стоимость нового проекта – 80 миллионов рублей, сама стоимость реконструкции - это сотни миллионов рублей.  Чтобы это произошло, нужно внятное политическое решение, причем на самом высоком уровне, как это было в случае с Большим и Малым театрами. Но я не собираюсь взывать к состраданию, надо научиться работать в предлагаемых обстоятельствах.
-Сегодня одна из самых актуальных проблем – введение в театре контрактной системы. Каковы Ваша позиция?
- Важно, что в этом вопросе мы с художественным руководителем театра Евгением Марчелли – единомышленники. Сейчас все творческие работники театра, кроме вновь принятых, трудятся на условиях бессрочного трудового договора.  Хорошо это или плохо, нельзя ответить однозначно.
Хотя бы потому, что есть вопрос ответственности руководства перед теми, кто отдал театру большую часть жизни. Мы ставим перед собой задачу, быть может несколько идеалистическую, попытаться создать нормальный климат. Когда человек в театре чувствует свою востребованность и защищенность. А кардинальное изменение трудового законодательства – это очень болезненное решение. Можно грезить какими угодно планами, но пока мы живем в этом смысле в полусоциализме, только с меньшей социальной защищенностью.
-Волковский театр – единственный в России региональный драматический театр, учредителем которого является Министерство культуры России. Тем не менее, он также сталкивается с проблемами общими для провинциальных театров. Когда Вы общаетесть с коллегами из других регионов, какие общие болевые точки находите?
- Очень серьезная проблема – взаимоотношения с местной властью. В этом отношении мы – некоторое исключение, меньше зависимости. Ведь где-то губернатор любит театр, а где-то  - баскетбол. Есть театры, которые испытывают пристальное и отеческое внимание со стороны местной власти: квартиры для молодых артистов, финансирование новых постановок, творческих проектов, фестивалей, забота о внешнем виде здания и т.п., а есть регионы, где всего этого нет.  И тогда наступает та разрушающая души нищета, которая во много раз хуже нормальной бедности, наступает профанация дела, и лучше вообще закрыть театр, чем содержать его в таком убогом виде, не имея возможности обновлять труппу  и репертуар.  Мы обо всем этом говорим с коллегами, и я искренне восхищаюсь подвижничеством многих из них, пытающихся в таких условиях создавать единственные очаги культуры.
-262-й сезон в Театре имени Волкова завершен. Чем он был наиболее интересен?
- Вы назвали цифру 262, она вызывает определенный трепет, потому что, когда говорят «подведите итоги»,начинаешь понимать, что до тебя они уже подводились 261 раз. Мы существуем в русле всей своей славной предыдущей истории. Если оценивать этот сезон, то в нем выпущено восемь премьер, в том числе спектакль замечательного польского режиссера Генриха Барановского «Буря» Шекспира,  «Без названия» по ранней пьесе А.Чехова в постановке Евгения Марчелли. В эти дни выходит премьера молодого режиссера Семена Серзина «Север» по пьесе В.Дурненкова, художественный руководитель завершает работу над «Домом Бернарды Альбы» по пьесе Лорки. Нужно упомянуть и  открытие Центра Константина Треплева, цель которого воплощение на сцене новых форм. Театр стремится связать разные поколения, формы «большие и малые». Новый проект – это способ лучше познакомиться с современной драматургией, дать актерам возможность освоить, а зрителям узнать новую художественную лексику. В этом году вышел указ Президента, и Театр имени Волкова получил грант. Это очень серьезный знак поддержки и очень серьезный аванс. Сейчас в Волковском театре идет ремонт, фасад в лесах, и меня это очень радует. У самих ярославцев обшарпанный вид здания стал притчей во языцех. Особенно на фоне города, который к тысячелетию был заметно отреставрирован и обновлен.
-  Вы восстановили деятельность камерной сцены. Как будет строиться ее работа?
- В театре помимо основной сцены должна быть и камерная – пространство для эксперимента, иных форм и эстетики, привлекающих разного зрителя. Во время традиционного Волковского фестиваля мы соединили показ анимационного фильма Александра Петрова, гордости Ярославля, лауреата премии «Оскар», и встречу с Юрием Любимовым.  Мы сделали это для того, чтобы показать широту возможностей  камерной сцены.  Театр должен быть разным, потому что жизнь разная. Поэтому такой традиционный в лучшем смысле спектакль как «Тартюф» в постановке Александра Кузина и  эпатажный «Двое бедных румын, говорящих по-польски», современного драматурга Д.Масловской в постановке Евгения Марчелли успешно сосуществуют.
- А Вы не боитесь, что ярославский зритель не примет такой авангардный театр?
- Почему не примет?  Не могу понять, а чем, собственно, ярославский зритель отличается от московского или питерского? Едва ли раньше на волковской сцене было что-то похожее на то, что делает сегодня Евгений Марчелли. Его спектакли вызывают споры, но одновременно и большой интерес. Значит, образование, культура, генетическое прошлое уникального ярославского региона, позволили их принять.
-Волковская сцена – это еще и фестивали. Что дают они для развития театра?
-Ежегодно проходит международный Волковский фестиваль, когда мы имеем возможность приглашать на первую профессиональную сцену России лучшие спектакли страны и зарубежья,
объединенные общей идеей, например,  «Русская драматургия на языках мира». Это праздник для зрителя, а для нас возможность «сверить часы». Волковский фестиваль – один из немногих проходящих под патронажем Правительства Российской Федерации. Во время фестиваля вручается правительственная Премия имени Федора Волкова «За выдающиеся достижения в области театрального искусства». Несмотря на участие столичных театров, в целом это фестиваль региональной России. Афишу фестиваля украшали Омская драма, театры Красноярска, Екатеринбурга, Перми, Казани…  И мы хотели бы этот уровень поддерживать и дальше.
Волковская сцена – это и место проведения фестиваля театральных школ «Будущее театральной России». Только в этом году у нас выступили восемнадцать театральных школ из двенадцати регионов России. По завершению каждого спектакля студенческому коллективу вручался Диплом и «витаминный» подарок – горка апельсинов, а также провозглашались традиционные поздравления с профессиональным крещением на родине первого русского театра.
Для нашего города фестиваль школ - серьезное событие: если в столице он мог бы раствориться среди множества мероприятий, то мастер –классы выдающихся режиссеров и педагогов, таких как Н.С.Михалков, дают будущим мастерам сцены четкое представление о том, как жить артисту и каково место театра в современной России.
- Каково ваше мнение о возможности полной самоокупаемости театров?
-Те, кто говорят о полной самоокупаемости стационарных репертуарных театров, не вполне понимают его специфику. Театр это сложная, смешанная экономика. Мы работаем в конкретном городе. Если, к  примеру, в одном из московских  театров цена билета доходит до пятнадцати тысяч рублей, то в  нашем театре средняя цена билета 300-400 рублей. Чтобы сохранять общедоступность театрального искусства, естественно, нужна поддержка государства.
Финансовый вопрос – главная проблема гастрольной деятельности. Как же важно для нашего театра было побывать за последний год с гастролями в Риге и Санкт-Петербурге, Баку и Саратове, Омске и Красноярске, что сало возможным при серьезной поддержке федеральных структур.
-Как Вам живется в Ярославле?
- Ярославль – очень гармоничный город. Есть такое понятие как малый патриотизм. Одно дело,
когда  люди называют страну, город, театр «этот».  И другое, когда говорят «наш». Причем не публично, не с трибуны, а в обыденных разговорах между собой. В «нашем театре» и в «этом театре» - есть разница, правда? В Волковском говорят «В нашем!»
Газета "Культура"



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»